Россияне стремительно беднеют

Темпы падения доходов достигли максимума с декабря 2008 года
Российским покупателям приходится внимательно смотреть на цены
Российским покупателям приходится внимательно смотреть на цены / Андрей Гордеев / Ведомости

Опасения тех, кто ожидал снижения зарплаты, полностью подтвердились, говорилось в сентябрьском мониторинге РАНХиГС, доля граждан, опасающихся ее дальнейшего снижения, продолжала расти. Чуть более половины людей, боявшихся потерять работу, лишились ее, ожидания остались негативными. Отложенными угрозами авторы мониторинга называют уход в неоплаченный отпуск – доля ожидавших этого почти не изменилась (23,6%). Не ощущает угроз половина населения, максимальная концентрация рисков у 14% опрошенных. Это обратная сторона стабильности, констатирует Владимир Тихомиров из БКС: «С одной стороны, углубляется падение реальных доходов населения, а с другой – близкая к минимальным значениям безработица (5,2% в августе). Фактически людей не увольняют, но сокращают половину зарплаты, и поэтому доходы падают».

Реальные располагаемые доходы в августе упали на 8,3% в годовом выражении, сообщил Росстат, их падение ускорилось (см. график) и достигло максимума с декабря 2008 г. (тогда было минус 10,7%). За январь – август 2016 г. доходы в реальном выражении упали на 5,8%.

Но средняя по стране зарплата в августе выросла в годовом выражении на 5,8% и составила 34 100 руб., сообщает Росстат. В реальном выражении средняя зарплата в августе снизилась на 1,0%. Среднедушевые доходы в августе 2016 г. составили 30 900 руб., снизившись на 1,1% в годовом выражении. Когда доходы падают так быстро – это не стабилизация, говорит директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева: «Это негативное падение, и причина – кризис».

В экономике ничего не произошло, чтобы у предприятий появилась прибыль или дополнительный доход, продолжает она: «Кончился летний сезон. Люди пришли на работу. А работодатель или снижает зарплату, или не повышает ее». Реальные доходы россиян в 2016 г. упадут на 4,7–4,9%, говорил директор департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Кирилл Тремасов (цитата по «Интерфаксу»). Тут еще вопрос методики счета, полагает Малева: помесячная динамика не все учитывает, корректные цифры по темпам падения доходов мы увидим только по итогам года.

Российским покупателям приходится внимательно смотреть на цены

На цифры Росстата также влияет отказ от индексации на инфляцию зарплат бюджетников и пониженная индексация пенсий, замечает Тихомиров. На рост доходов в ближайший год рассчитывает только 16% граждан, 44% полагает, что положение не изменится, 17% – что ухудшится, свидетельствовал августовский опрос ФОМа. 48% россиян полагает, что расходы вырастут, 26% – что не изменятся, 8% надеется тратить меньше.

Люди продолжают чувствовать себя беднеющими, констатировали социологи; доля тех, кто считает себя бедными, выросла: в июле 41% респондентов жаловались, что денег хватает только на еду или не хватает даже на нее, год назад было 36%. Средний чек семь месяцев подряд сохраняет минимальные значения, потребители реже ходят в магазины, замечали эксперты холдинга «Ромир» в начале сентября.

Первое полугодие показывает, что уровень жизни населения и потребление снижаются в большинстве регионов, но роста напряженности на региональных рынках труда пока не происходит, констатировали социологи РАНХиГС. Когда экономика падает медленно, то начинает казаться, что дна можно и не достичь или на этом дне обустраиваться, заключает Малева: «Одна из опасностей стагнации – негативное равновесие. Расшатать его указом президента невозможно, и выбираться из него очень сложно».