Мировая экономика попала в ловушку
Низкие темпы роста препятствуют структурным реформам, а без них не удастся ускориться, предупреждает МВФВ структуре доходов бюджета МВФ советует увеличивать роль косвенных налогов, которые наименее негативно сказываются на экономическом росте. В пример Лагард приводит Индию, которая упростила сложную налоговую систему: по оценкам МВФ, модернизация устаревшей и неэффективной налоговой системы может ускорить рост ВВП Индии на 1,5–2 п. п. в год. Возможности поддерживать рост мерами денежно-кредитной политики в странах с предельно низкими ставками практически исчерпаны, отмечает Наталия Орлова из Альфа-банка: экономику лучше поддержать за счет бюджетного стимулирования.
Низкие темпы роста мировой экономики вместе с ростом неравенства еще больше препятствуют проведению реформ и приводят к усилению протекционизма, предупреждает МВФ в обзоре к саммиту G20 в китайском Ханчжоу, который начинается 4 сентября.
Вялый экономический рост сокращает стимулы к инвестициям и замедляет торговлю, спрос остается слабым, а компании сокращают производственные мощности, указывает МВФ. Прибыль растет медленно, социальное неравенство велико (см. график), это приводит к росту напряженности, из-за которой правительства отказываются от проведения структурных реформ, объясняют аналитики фонда.
В 2014 г. на саммите в Брисбене страны G20 договорились проводить реформы, чтобы к 2018 г. их совокупный ВВП вырос дополнительно на 2%. Но в лучшем случае прибавка составит 1%, пишет МВФ. В 2016 г. рост мирового ВВП пятый год подряд будет ниже долгосрочного среднего уровня в 3,7%, а 2017 год может стать шестым. Поддержать общий рост могут развивающиеся экономики – ВВП Китая во II квартале вырос на 6,7%, Индия также показывает стабильно сильный рост – на 7,1% в I квартале 2016 г. Правда, сдержать рост могут новая программа развития Китая, предполагающая более медленные темпы роста экономики, а также экономические проблемы Бразилии и России, пишет МВФ.
В развитых странах темпы роста ВВП отстают – почти на 1 п. п. от целевого показателя. Так, экономика США во II квартале выросла только на 1,1% после роста на 1,2% в I квартале. Великобритании экономисты МВФ предрекают резкое замедление из-за решения о выходе из ЕС, хотя пока ситуация в экономике страны «удивила в хорошем смысле». ВВП Великобритании во II квартале вырос в годовом выражении на 2,2%, а в квартальном – на 0,6%. Но более свежие данные покажут скорое замедление, уверены авторы обзора.
В итоге, по прогнозам МВФ, в 2016–2017 гг. ежегодный рост развитых экономик составит только 2,1%, развивающихся – 4,3 и 4,7% в 2016 и 2017 гг. с учетом Китая.
Страны по-прежнему страдают от последствий кризиса 2008–2009 гг., стабильно замедляются рост производительности труда, а также инвестиций на фоне высокой долговой нагрузки в частном и госсекторе. По прогнозу МВФ, в 2016 г. уровень инвестиций развитых стран относительно ВВП будет на 2 п. п. ниже, чем в среднем за 1990–2007 гг. Вялый рост мировой экономики и сокращение мировой торговли еще больше снижают стимулы для инвестиций. По данным ВТО, в 2015 г. мировой экспорт в долларовом выражении сократился на 10,9% после роста на 1,5% в 2014 г., а импорт – на 10,3% (рост в 2014 г. – на 2,3%).
Частично падение связано со слабым ростом мировой экономики и падением инвестиций. Но основной удар по мировой торговле нанес всплеск протекционистских мер (см. график). С ноября 2008 г. по июнь 2015 г. в мире ежедневно вводилось в среднем два ограничения торговли – всего более 5000, подсчитали в Global Trade Alert. За январь – ноябрь 2015 г. страны приняли 539 ограничений – на 1,9% больше, чем за тот же период 2014 г., и в 3 раза больше, чем в 2012 г. 81% из них пришелся на страны G20, пишет FT. Устойчиво низкий рост может еще больше стимулировать применение протекционистских мер, особенно в еврозоне, что только ослабит потенциал роста мирового ВВП, согласен Гильермо Мондино из Citigroup.
Еще один риск – волатильность валют и нестабильность на финансовых рынках. За последние два года отток капитала с развивающихся рынков превысил $846 млрд и может составить $450 млрд в 2016 г., оценили эксперты Института международных финансов (IIF). Еще в 2010–2014 гг. среднегодовой приток частного капитала в эти страны превышал $1,2 трлн. Из-за сильного оттока капитала на местных финансовых рынках остается все меньше ликвидности, предупреждают аналитики МВФ.
Для возвращения на траекторию роста директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард призывает страны G20 с низкими ставками отказаться от денежно-кредитного стимулирования в пользу бюджетного, а также сосредоточиться на структурных реформах. Например, странам с формирующимся рынком требуются более прочные системы социальной защиты и инвестиции в образование, которые могут повысить производительность труда и улучшат перспективы для низкооплачиваемых работников. За счет госинвестиций в образование страны могут увеличить темпы роста экономики и снизить социальное неравенство. Благодаря более строгому надзору, реформе банкротства, а также стимулированию вторичного рынка проблемных долгов ЕС может решить проблему необслуживаемых кредитов.