ФСБ вслед за ФСО просит президента разрешить ей изымать земли

Эти права нужны спецслужбе для решения земельных вопросов в пограничной зоне
ФСБ сама решит, сколько земли нужно для безопасности
ФСБ сама решит, сколько земли нужно для безопасности / PhotoXPress

Одна за другой спецслужбы просят дать им право изымать земли. Забирать участки и расположенные на них объекты для государственных нужд хочет ФСБ – поправки в положение о службе опубликованы для обсуждения на regulation.gov.ru.

Представитель ФСБ не ответил на звонок «Ведомостей». По словам бывшего сотрудника ФСБ, такие права нужны спецслужбе для решения земельных вопросов в пограничной зоне. Не завершено международно-правовое оформление участков границы с Латвией, Литвой, Украиной, Азербайджаном и Казахстаном, перечисляется в пояснительной записке к документу, не оформлена граница с Эстонией, Белоруссией, Грузией, Абхазией и Южной Осетией. Чтобы обустроить границу, ФСБ и нужно право изымать участки и недвижимость на них, пишет ФСБ.

Исключительные права

Право самостоятельно изымать участки есть у Минкомсвязи и Роснедр. А Росавтодор, Росжелдор и Минэнерго могут это делать на Таманском полуострове. Особый порядок изъятия земель действует при строительстве объектов для чемпионата мира по футболу в 2018 г., на присоединенных к Москве территориях, в особой экономической зоне в Крыму, при строительстве Керченского моста.

О таких полномочиях ранее попросила Федеральная служба охраны (ФСО). В начале августа она опубликовала проект указа президента, который даст ей право изымать земельные участки. Сейчас ФСБ и ФСО могут только постоянно пользоваться землей, а чтобы изъять участок, им нужно решение правительства, Росимущества, губернатора или муниципалитета.

По действующим правилам решение об изъятии участка регистрируется в ЕГРП (реестр прав на недвижимость), условия должны быть определены с собственником в течение трех месяцев, рассказывает партнер Goltsblat BLP Виталий Можаровский. Если договориться не удастся, то спор разрешит суд – есть ли необходимость изымать участок и какой должна быть компенсация, говорит Можаровский.

Это один из шагов по усилению ФСБ, считает партнер А2 Михаил Кюрджев: вектор изменился и службы безопасности наделяют и имущественными правами. Но изъятие имущества – это крайняя мера, поэтому перечень оснований должен быть ограничен, говорит партнер «Пепеляев групп» Алексей Коневский. Попытки ведомств получить право изымать участки разрушают единство земельной политики, предупреждает он, градостроительное планирование будет рассредоточено.

В подготовке статьи принимала участие Маргарита Папченкова