Заимствования властей разных уровней в США упали до 20-летнего минимума
Жесткая экономия сдерживает инвестиции в инфраструктуруПроцентные ставки, находящиеся на минимальных исторических уровнях, никогда не делали заимствования для госструктур столь дешевыми. Но вместо того, чтобы, как призывают многие экономисты, вкладывать миллиарды в модернизацию и строительство дорог, мостов и зданий, стимулируя тем самым экономический рост, правительства штатов и городов по-прежнему затягивают пояса. И избиратели их поддерживают.
В 2015 г. было выпущено муниципальных облигаций примерно на $140 млрд, с учетом инфляции это на 53% меньше, чем в 2006 г., и на 21% – чем в 1996 г. В этом году городские власти заняли чуть больше, чем за тот же период прошлого, – на $10 млрд (см. график).
Бюджетные доходы растут медленно, настроения в обществе таковы, что оно не готово платить больше налогов, указывает Дэн Сеймур, аналитик Moody’s Investors Service. Неделю назад правительство штата Гавайи отказалось от строительства автомагистрали. В мае Калифорния сократила на 28% расходы на строительство до 2021 г. Новые заимствования в штате в 2015 г. упали на 40% по сравнению с 2009 г. Флорида пять лет не одобряла новые займы на строительство государственных школ и университетов. Согласованный в марте парламентом и губернатором план предусматривает привлечение на долговом рынке $275 млн (против $1,4 млрд в 2007 г.).
По данным министерства торговли, в процентах от ВВП инвестиции правительств штатов и местных властей в капитальные проекты находятся на самом низком уровне с начала 1980-х гг. Это «хороший бюджетный менеджмент», отмечает Джон Сагден, аналитик S&P Global Ratings, но задержки с обслуживанием и модернизацией инфраструктуры могут увеличить затраты в долгосрочной перспективе.
Чтобы удовлетворить потребности в транспортной, водной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктурах, США необходимо увеличить соответствующие расходы на 0,7% ВВП в период до 2030 г., свидетельствует анализ McKinsey Global Institute. В нынешнем году для этого понадобилось бы около $129 млрд дополнительных расходов.
Перевел Михаил Оверченко