Россия и Турция попробуют примирить экономики
Больше всего в отмене санкций против Турции заинтересованы ритейлерыВо вторник пройдет первая после политического кризиса встреча президентов России и Турции (см. также статью на стр. 03). Последний раз Владимир Путин и Реджеп Эрдоган встречались в ноябре 2015 г. на саммите G20. Меньше чем через две недели турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24, а Россия ввела санкции против страны.
Турецкие компании не могут заниматься в России проектированием, строительством, гостиничным и туристическим бизнесом, деревообработкой, а также работать по госзаказу. Ограничены компании и в праве нанимать граждан Турции на работу. Россия ввела эмбарго на ввоз турецких овощей и фруктов, запретила чартерные рейсы и продажу туров в Турцию. После извинений Эрдогана президент разрешил только отправлять российских туристов в Турцию и чартеры между двумя странами.
По оценкам помощника президента Юрия Ушакова, из-за сокращения потока туристов Турция за первую половину 2016 г. потеряла $840 млн. Если в 2015 г. Турцию посетили 3,6 млн человек, то за январь – июнь – всего 183 800 человек (на 87,4% меньше, чем годом ранее), свидетельствуют данные минкультуры и туризма Турции. После снятия запрета спрос на Турцию был, но не ажиотажный, все ждут чартеров, отмечала представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина: оживление возможно в сентябре – октябре, когда сезон на средиземноморских и российских курортах пойдет на спад.
Также президенты обсудят восстановление торгово-экономических связей, рассказал Ушаков. В 2015 г. товарооборот между странами сократился на 26% до $23,3 млрд, а за январь – май 2016 г. – еще на 43% до $6,1 млрд. По оценке экономистов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), санкции России стоят Турции 0,3–0,7 п. п. роста ВВП в 2016 г., правда, ЕБРР исходил из того, что санкции сохранятся весь год. Последствия для экономики России от санкций против Турции менее болезненны, чем ожидалось, говорит директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель: из-за снижения поставок продуктов незначительно ускорилась инфляция.
Труба не строится
Трубопровод «Турецкий поток» нужен для поставок газа в Турцию и Европу вместо транзита через Украину. Он должен был заменить неудавшийся «Южный поток». В мае 2015 г. «Газпром» заявил о начале строительства морского участка, но из-за политического кризиса в Турции подписание межправительственного соглашения затянулось, сроки запуска первой нитки «Турецкого потока» сдвинулись.
В восстановлении поставок товаров из Турции заинтересованы ритейлеры. Есть проблемные категории, например томаты, говорит сотрудник крупной торговой компании, но в основном удалось заменить турецких поставщиков. К концу I квартала 2016 г. произошло перераспределение, подтверждают эксперты РАНХиГС: например, Марокко стало основным поставщиком томатов, но они на 47% дороже турецких. Вне сезона у российских поставщиков необходимая продукция – перцы, томаты и все косточковые фрукты (абрикосы, персики) – отсутствует либо ее недостаточно, говорит сотрудник торговой компании. По оценкам Кнобеля, Россия не получила турецких товаров на $200–300 млн, пришлось купить более дорогие. Решение об отмене продуктовых санкций до сих пор не принято. Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего сельское хозяйство, отказался от комментариев. Представитель Минсельхоза не ответил на запрос «Ведомостей».
Также на встрече обсудят сроки реализации проекта строительства «Турецкого потока» (см. врез), говорил в конце июля председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер. Будет ли обсуждаться этот вопрос, Ушаков не сказал. Представители «Газпрома» и Минэнерго отказались комментировать повестку встречи президентов. Сам Эрдоган заявил, что Турция готова «незамедлительно сделать шаги» на пути к реализации «Турецкого потока» (цитата по ТАСС).
В подготовке статьи участвовали Екатерина Бурлакова и Алена Махнева