Генпрокуратура предложила искать конфликт интересов в закупках
Она подготовила план борьбы с откатами при закупках государства и госкомпанийГенеральный прокурор Юрий Чайка в конце июля подписал приказ, утверждающий план борьбы с откатами и коррупцией в госзаказе (копия есть у «Ведомостей»). Получение приказа подтвердил представитель Минэкономразвития. Он касается заказа не только государства, но и госкомпаний и естественных монополий. Представитель Генпрокуратуры не смог предоставить комментарии в воскресенье.
В выполнении приказа должна участвовать сама Генпрокуратура, отвечающее за контрактную систему Минэкономразвития, курирующая закупки ФАС, Минфин, а также ФСБ, Следственный комитет и МВД. Сроки выполнения – вторая половина 2016 г. и 2017 г.
Основная часть плана – предложения изменить законодательство: ввести уголовную ответственность за нарушения при госзакупках, обязательная проверка аффилированности, раскрытие субподрядчиков в крупных заказах и проч. (см. врез). Практическая часть – совместные проверки и расследования закупок для обороны и правоохранительной деятельности, а также для «иных государственных и муниципальных нужд» (исполнители: Генпрокуратура, Минобороны, МВД, ФСБ, ФАС, Росфинмониторинг).
Генпрокуратура предлагает ввести понятие «конфликт интересов» в закупки госкомпаний и расширить список должностей, на которых оно распространяется в закупках государства. Этот пункт включен в план по инициативе Минэкономразвития, утверждает его представитель.
Действующий закон о госзакупках признает конфликтом интересов ситуацию, когда отвечающий за заказ человек (руководитель, член закупочной комиссии, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий) и владелец поставщика (более 10% акций или уставного капитала) – родственники. Но влиять на закупки могут также руководители регионов и городов, органов контроля, контрольно-счетных органов, их заместители и другие чиновники, писало Минэкономразвития в Генпрокуратуру в марте (копия есть у «Ведомостей»). Требования о запрете конфликта интересов должны распространяться не только на сотрудников контрактных служб, членов комиссий и заказчиков, но и на их начальников, если те могут влиять на них, отмечает представитель Минэкономразвития, например, вице-губернаторов, отвечающих за закупки. Министерство предлагало, чтобы заказчики размещали список таких лиц в единой информационной системе, такой же механизм может быть установлен для госкомпаний.
Апрельские тезисы
К апрелю Минэкономразвития и ФСБ вместе с другими заинтересованными органами должны обдумать такие меры: ограничение срока участия сотрудника в закупочной комиссии, запрет на передачу одному субподрядчику более 30% работ по госзаказу, запрет на аффилированность заказчика не только с подрядчиком, но и со всей цепочкой субподрядчиков, введение ответственности заказчика за бездействие в проведении претензионной работы в отношении подрядчика, нарушающего условия исполнения взятых на себя обязательств по государственному контракту.
В первом полугодии стало существенно больше, чем год назад, закупок закрытыми способами (закрытый аукцион, закрытый конкурс и проч.) и по которым правительство разрешило особый порядок выбора поставщика (например, ткани для ведомственной формы). А без учета контракта на строительство Керченского моста «Стройгазмонтажом» ценой 228 млрд руб. выросла и доля закупок у единственного поставщика с 17,3 до 19,2% (см. графики).
Расширение списка лиц, которые могут быть привлечены к ответственности из-за конфликта интересов, – это способ профилактики более серьезных нарушений (сговоров заказчика и участника торгов), а также коррупции, считает начальник управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев, не панацея, конечно, но поможет.
Подыграть конкретному поставщику заказчик может либо на этапе подготовки технического задания, либо проведя конкурс вместо электронного аукциона, чтобы поставить завышенные баллы по непрозрачным критериям, говорит замруководителя ФАС Рачик Петросян. Неразрывность интересов заказчиков и владельцев крупнейших поставщиков – основа всех отношений по освоению государственных средств, полагает директор АНО «Информационная культура» Иван Бегтин, власти хотя бы заговорили о конфликтах интересов в госзаказе – и это уже огромный прогресс. Но главное – не исправить законы, а предотвратить ситуации сокрытия конфликтов интересов топ-менеджерами, считает Бегтин. Сейчас поставщик лишь указывает в заявке на отсутствие конфликта интересов, проверять это заказчик не обязан. Все зависит от реального желания контролировать, замаскировать свои интересы можно и с помощью подставных лиц, замечает проректор Академии труда и социальных отношений, член экспертного совета при правительстве Александр Сафонов.
При госзакупках заказчик и участники тендера часто оказываются аффилированы и это никак сейчас, по сути, не пресекается, говорит юрист ФБК Любовь Соболь. Журналисты и общественные организации, такие как ФБК, часто пишут о связях заказчика с поставщиками или исполнителями, но ФАС на это закрывает глаза, а органы прокуратуры тем более, отмечает Соболь, хотя даже сейчас это косвенно говорит о коррупции. ФАС ежедневно рассматривает десятки жалоб и многие из них о неправильном выборе способа закупки: проводят мутный конкурс вместо прозрачного аукциона, настаивает Петросян.