Правительство поделит бюджет между министерствами
Начнут с энергетики, спорта, промышленности, транспорта и наукиСейчас очень необычная ситуация с учетом выборной кампании, говорит Владимир Тихомиров из БКС, и занимать такую жесткую фискальную позицию политически рискованно. До выборов будут заявления о попытках найти резервы или какие-то дополнительные средства на социальные программы, но это будет на словах, уточняет он, а реальные непопулярные решения будут приняты сразу после выборов. Каждый министр пытается выбить больше лимитов (по каждому министерству, отрасли будет отдельное совещание), но все уже понимают, что попытки тщетны, констатирует федеральный чиновник: «Все ходят кругами вокруг Минфина, как вокруг ларька, на котором написано «пива нет». На все ответ – денег нет».
Премьер Дмитрий Медведев начинает серию совещаний по планированию расходов на 2017–2019 гг. В среду собираются обсудить расходы на энергетику, спорт, промышленность, транспорт и науку, говорят два федеральных чиновника. Такие совещания планируются, подтвердила пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова. При формировании бюджета нужно исходить из жесткого сценария цен на сырье и сохраняющихся санкционных ограничений, говорил Медведев ранее: расходы министерств и ведомств должны быть скоординированы с приоритетными проектами, работу над которыми начал президентский совет по стратегическому развитию. Пока конкретных проектов нет, уверяет чиновник финансово-экономического блока.
Правительство ранее в целом одобрило замораживание расходов в номинальном выражении на трехлетку – 15,78 трлн руб. (меньше уточненных расходов 2016 г.). Это означает их снижение в реальном выражении.
Также правительство одобрило предельное финансирование госпрограмм и непрограммной части бюджета, исходя из которого министерствам нужно планировать расходы. Уже замороженные в номинальном выражении расходы можно дополнительно сократить на 5% в 2017 г., говорил министр финансов Антон Силуанов. «Это тот уровень расходов, который мы можем себе позволить в текущей ситуации с учетом всех рисков», – заявляет представитель Минфина: последние недели Минфин проводил совещания с распорядителями бюджетных средств, на которых объяснял, что увеличить лимит невозможно и нужно правильно распорядиться тем, что есть.
«Будущее многих отраслей при таком бюджетном финансировании уже понятно – министры доносили до премьер-министра свою озабоченность. Премьер-министр, может, внутренне и поддерживает министров, но признает – денег нет, держитесь», – вздыхает федеральный чиновник: «победили «монетаристы» в правительстве и сломить это уже практически невозможно». Некоторые госпрограммы согласно проектировкам снижаются и в номинальном выражении. Например, госпрограмма по развитию физкультуры и спорта сокращается более чем вдвое за три года, расходы на ФЦП по развитию Крыма – с 149,3 млрд руб. в 2016 г. до 65,98 млрд руб. в 2019 г. Закрытая часть госпрограмм (в основном это оборонные расходы) также сокращается – на 15% за три года.
В 2017 г. Минфин ждет дефицита в 3,2% ВВП и планирует снижать его на 1 п. п. ежегодно. Помимо замораживания расходов в номинале и дополнительного сокращения незащищенных статей министерство предлагает собрать больше доходов за счет дивидендов госкомпаний, улучшения налогового администрирования, налоговых изъятий у нефтяников и «Газпрома». По оценкам МВФ, бюджетная консолидация может принести почти до 12% ВВП в течение трех лет, примерно треть которых (4,2% ВВП) – увеличение доходов и около двух третей (7,6%) – сокращение расходов.