Еврокомиссия готовит рекордный штраф за картельный сговор

Крупнейшие производители грузовиков завышали цены и препятствовали борьбе с вредными выбросами с 1997 года
Производителям грузовиков грозит рекордный для ЕС штраф
Производителям грузовиков грозит рекордный для ЕС штраф / Michael Sohn / AP

Европейская комиссия планирует в среду объявить о штрафе для крупнейших европейских производителей грузовиков на рекордную для Евросоюза сумму за нарушение антимонопольного законодательства. Это решение ознаменует финал пятилетнего расследования в отношении Scania, Iveco, DAF, Volvo, Daimler и MAN. Еврокомиссия обвиняет их в ценовом сговоре с целью замедлить развитие новых технологий по снижению вредных выбросов. Картель действовал с 1997 г.

Точный размер штрафов должен стать известен в среду. MAN, входящая в концерн Volkswagen (VW), избежит выплаты, потому что первой сообщила антимонопольным органам о нарушениях, говорят знакомые с ситуацией люди. Scania, которая тоже принадлежит VW, заявляла ранее в этом году, что не может оценить размер возможного штрафа. По словам двух специалистов, занимающихся этим делом, Scania может в итоге отказаться от добровольного соглашения с регулятором. Переговоры еще продолжаются. Оставшиеся четыре компании зарезервировали на выплату штрафов в общей сложности 2,85 млрд евро. Volvo в конце июня увеличила такие резервы с 400 млн до 650 млн евро.

Ожидается, что общая сумма выплат производителями грузовиков превысит предыдущий рекордный штраф за создание картеля. В 2012 г. ЕК оштрафовала производителей электронно-лучевых трубок для телевизоров и компьютерных мониторов на 1,47 млрд евро. Правила ЕС позволяют Брюсселю наложить штраф в размере до 10% от глобального оборота компании, что в случае с шестью производителями грузовиков достигает 10,7 млрд евро.

Как считает ЕК, автопроизводители в течение 14 лет договаривались о времени и увеличении цен на грузовики при внедрении новых технологий по снижению вредных выбросов. Это сдерживало применение таких технологий, полагают регуляторы.

Обвинения в препятствии развитию новых технологий по уменьшению вредных выбросов приобрели дополнительную остроту на фоне экологического скандала вокруг дизельных автомобилей VW. Кроме того, оксиды азота, вырабатываемые дизельными двигателями, вызывают респираторные заболевания и могут приводить к смерти.

Компаниям могут грозить иски со стороны предприятий, занимающихся грузовыми перевозками, которым много лет приходилось покупать грузовики по завышенным ценам. В Европе около 600 000 таких транспортных фирм, преимущественно небольших, а Scania, Iveco, DAF, Volvo, Daimler и MAN контролируют практически весь европейский рынок грузовиков.

Масштаб обвинений с самого начала вызывал беспокойство у некоторых производителей грузовиков. Представители двух компаний даже просили ЕК проявить снисходительность на том основании, что высокие штрафы могут поставить их в крайне сложное финансовое положение.

Перевел Алексей Невельский