Бюджет возьмет вдвое больше денег с унитарных предприятий, считает Минфин

Это может стимулировать их приватизацию
Государство должно получать 50% прибыли ФГУПов, считает Минфин. Это может подтолкнуть их к приватизации
Государство должно получать 50% прибыли ФГУПов, считает Минфин. Это может подтолкнуть их к приватизации / Е. Разумный / Ведомости

Сейчас федеральные государ­с­твенные унитарные предприятия (ФГУПы) перечисляют в бюджет не менее 25% прибыли. Минфин предлагает изменить это постановление правительства, увеличив отчисления до 50% прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей (проект размещен на regulation.gov.ru). Это позволит повысить доходы федерального бюджета, говорится в пояснении к документу.

В конце 2015 г. в России было 1178 ФГУПов, несмотря на то что эту форму собственности правительство давно признало неэффективной. Еще в 2004 г. оно обсуждало план отказаться от унитарных предприятий к 2009 г. В 2012 г. президент Дмитрий Медведев снова предлагал избавиться от унитарных предприятий. Производительность труда работников унитарных предприятий в среднем в 4,5 раза ниже, чем у сотрудников других структур, говорилось в сообщении экспертного совета при правительстве в конце 2015 г.

Росимущество должно преобразовать в акционерные общества 333 ФГУПа, ликвидировать 264, преобразовать в государственные бюджетные учреждения 124, присоединить к другим ФГУПам 123.

Но форма удобна чиновникам для решения оперативных задач от­раслевых федеральных ведомств, отмечал экспертный совет, несмотря на свою непрозрачность и негативное влияние на конкуренцию. Министерства и ведомства настаивают на сохранении 155 таких предприятий, по данным Рос­имущества.

Татьяна Голикова
председатель Счетной палаты

Необходимо, чтобы правительство ориентировало ведомства на то, что ФГУПы должны встраиваться в государственные программы с перспективой прекращения их [ФГУПов] существования к 1 января 2018 г.

В теории унитарные предприятия должны выполнять те функции государства, которые не выполняет рынок, и поэтому могут не отвечать требованиям рынка, отмечает директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрей Яковлев. Но в России ситуация иная – здесь унитарные предприятия занимают конкурентные ниши. Несмотря на это, долгое время они были убыточными, пока государство не ужесточило требования, в том числе по перечислению части прибыли – по аналогии с компаниями с госучастием, объясняет Яковлев. Весной правительство подняло норму отчислений дивидендов для госкомпаний также с 25 до 50% прибыли.

Цель повышения отчислений – на­полнение бюджета, считает Яковлев. На 2016 г. в законе о бюджете предусмотрены поступления от ФГУПов в размере 5,3 млрд руб., сообщает представитель Минфина, в 2015 г. поступило 9,3 млрд руб., в 2014 г. - 7,8 млрд руб."

Это 0,04% доходов бюджета 2016 г. и, даже если представить, что сумма удвоится, она, конечно, не решит проблемы дефицита бюджета, говорит Александра Суслина из Экономической экспертной группы, но в нынешней сложной ситуации любые деньги нужны.

Унитарное предприятие – самая неэффективная форма хозяйствования, поскольку у менеджмента есть значительные операционные возможности, но нет необходимости минимизировать издержки и максимизировать прибыль, отмечает директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров. Отчисления, видимо, увеличивают в том числе и для того, чтобы стимулировать приватизацию унитарных предприятий, которая пока идет медленно, считает он.