Чиновники не дают Минэкономразвития данные для прогнозов, выяснила Счетная палата

Аудиторы советуют госслужащим повышать квалификацию
Чиновники не дают Минэкономразвития данные для прогнозов, выяснила Счетная палата
Чиновники не дают Минэкономразвития данные для прогнозов, выяснила Счетная палата / Е. Разумный / Ведомости

Счетная палата проверила, как Минэкономразвития составляет сценарные условия социально-экономического развития и его прогноз. Анализ выявил, что прогноз недостаточно обоснован, а некоторые показатели в нем и вовсе отсутствуют из-за недостатка информации и плохой межведомственной координации. Между тем экономический прогноз – основа для формирования федерального бюджета и социальных внебюджетных фондов, а также важная часть экономической политики, указывает Счетная палата.

Методические рекомендации по разработке прогноза морально устарели, говорится в докладе Счетной палаты (есть у «Ведомостей»). Кроме того, в них не предусмотрено, как прогнозировать ряд параметров – производительность труда, реальные располагаемые доходы населения, среднегодовой размер пенсий. Некоторые из этих параметров Минэкономразвития прогнозирует, минуя устаревшие методические рекомендации. А некоторые так и остаются не спрогнозированными. В сценарных условиях на 2017-2019 гг. отсутствует прогноз почти трети показателей – по 18 из более 60, посчитала Счетная палата: нет прогноза по реальному эффективному обменному курсу рубля, прямым иностранным инвестициям, государственным капитальным вложениям.

Отсутствуют в сценариях Минэкономразвития и некоторые показатели, которые используются для оценки состояния национальной безопасности, говорится в отчете: децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наименее и 10% наиболее обеспеченного населения), доля расходов в ВВП на развитие науки, технологий, образования и культуры.

Гипотезы и предпосылки

Из восьми ведомств, чьи данные необходимы для составления прогноза, шесть прислали информацию с нарушением сроков. Так, Минтруд свои предложения об индексации пенсий и зарплат бюджетников прислал уже после того, как проект сценарных условий был составлен и даже рассмотрен правительственной комиссией. В итоге эти предложения – об индексации зарплат на уровень прогнозируемой инфляции, а пенсий – на уровень фактической, – в сценарные условия не вошли. А предложения о размере МРОТ, пособиях по безработице, индексации социальных пенсий, стоимости пенсионного коэффициента Минтруд и вовсе не прислал, как и данные о численности пенсионеров.

Минфин не поделился данными о покупке и продаже драгметаллов на среднесрочный период, Минкультуры – прогнозом рынка туристических услуг. Минэнерго не предоставило некоторые сведения, необходимые для расчета налоговой базы по НДПИ: цены экспортируемого в СНГ газа, объемы экспорта нефти с месторождений Восточной Сибири, Северного Каспия и Приразломного нефтяного месторождения, экспорт газа по «Голубому потоку». А Росалкогольрегулирование и вовсе ответило, что не может спрогнозировать объемы экспорта и импорта алкоголя из-за «отсутствия информации о процессах, происходящих на мировых рынках алкогольной продукции». В итоге основные «гипотезы и предпосылки» Минэкономразвития пришлось формировать самостоятельно, обнаружила Счетная палата.

При этом у ведомств расходятся не только прогнозные данные (например, у Минэкономразвития и Минэнерго – разный прогноз добычи и экспорта нефти), но и некоторые статистические. Например, у Минэкономразвития, Минпромторга и Таможенной службы различаются цифры по импорту легковых автомобилей по итогам 2015 г.

Желаемое и действительное

Больше всего нестыковок в прогнозах Минэкономразвития и ЦБ, что объясняется различием в ожидаемой цене нефти, отмечается в отчете Счетной палаты: от нее зависит множество других показателей. Но дело не только в этом: по мнению ЦБ, говорится в докладе, размер оттока капитала, который Минэкономразвития ожидает в базовом варианте прогноза, возможен только при отмене санкций в отношении России.

На совещании у премьера по основным подходам к формированию бюджета на 2017-2019 гг. уже было принято решение о необходимости выработать консолидированную позицию правительства и ЦБ по инфляции. В прогнозе Минэкономразвития на 2016-2017 гг. инфляция выше, чем в прогнозе ЦБ. Достижение инфляции в 4% Минэкономразвития прогнозирует только в 2019 г., а не в 2017 г., как стремится ЦБ. После совещания министр экономического развития Алексей Улюкаев уже сообщал, что ведомство снизит прогноз по инфляции на 2016 г. до 6% или ниже (прогноз ЦБ – 5-6%). Будут пересмотрены и прогнозы на следующие годы – возможно, инфляция действительно будет снижаться быстрее, не исключат Улюкаев. Но только не надо путать прогноз и таргет, указал он: «Это разные вещи – цель и представление о том, достижима эта цель в такой-то период».

Качество и количество

Но если цель по инфляции в 4% достигается к 2018 г. хотя бы в целевом варианте прогноза Минэкономразвития, то цели по уровню инвестиций в 25% ВВП, по ежегодному росту производительности труда на 5%, поставленные в послании президента Федеральному собранию, не достигаются ни при каких сценарных условиях, пишет Счетная палата. Нет в них и оценок того, как влияет на социально-экономическое развитие план действий правительства по обеспечению стабильности этого развития. Нет и оценки влияния на экономику антикризисных мер по улучшению условий ведения бизнеса, рынка труда и по развитию экспорта несырьевой продукции.

Ни при каком варианте сценарных условий социально-экономического развития не достигаются цели, поставленные в указах президента 2012 г., констатирует Счетная палата.

Для оценок демографии Минэкономразвития воспользовалось прогнозом Росстата, однако он не соответствует целям государственной демографической политики, изложенной в соответствующей концепции, обнаружили аудиторы. Концепция демографической политики предполагает более высокую продолжительность жизни и более высокую рождаемость. Хотя Минтруд по правилам и не участвует в формировании прогноза демографических показателей, надо бы его позицию все-таки учитывать, поскольку за выполнение концепции отвечать ему, советует Счетная палата.

Развитие импортозамещения вовсе осталось и без качественной, и без количественной оценки, фиксирует Счетная палата. Минэкономразвития лишь пишет, что импортозамещение будет сдерживать рост цен на продовольствие, но при этом указывает, что эффект импортозамещения в сельском хозяйстве будет практически исчерпан, удивляется Счетная палата. Есть и другие противоречия: так, с одной стороны, Минэкономразвития предполагает, что рост профицита счета текущих операций при сокращении оттока капитала окажет поддержку курсу рубля, с другой – прогнозирует сокращение профицита текущего счета с $43 млрд в 2016 г. до $39 млрд в 2019 г.

«Неуд» за риски

Реализация вариантов прогноза возможна только при выполнении ряда условий, выяснила Счетная палата: если предприятия переведут прибыль в инвестиции и увеличат запасы, население снизит склонность к сбережению, отток капитала сократится. Но Минэкономразвития не просчитало, а что будет, если эти предположения не сбудутся.

Укрепление курса рубля может привести к неблагоприятным последствиям – снижению конкурентоспособности производства, снижению доходов бюджета, приводит пример Счетная палата: однако оценка такого влияния не просчитана. Ничего не написало министерство и про накопительную часть пенсии – а ведь объем пенсионных накоплений важен для прогноза инвестиций в основной капитал.

При этом в докладе Минэкономразвития есть специальный раздел «Риски базового сценария прогноза», отмечает Счетная палата. Но описание рисков сводится, по сути, к констатации их наличия, сетуют аудиторы, сочтя данную часть прогноза выполненной неудовлетворительно.

В заключении Счетная палата предлагает 11 мер для улучшения экономического прогноза. В их числе – конкретизация ответственности чиновников Минэкономразвития по взаимодействию с другими ведомствами, а для чиновников этих других ведомств – усиление ответственности за несвоевременные и некачественные данные. Прогноз необходимо увязывать с целями документов стратегического планирования и обращать внимание не только на количественные, но и на качественные параметры мер государственной политики. Наконец, надо обеспечить повышение квалификации госслужащих, занимающихся разработкой документов стратегического планирования и прогнозов, заключает Счетная палата.

В Минэкономразвития отчет Счетной палаты официально не поступал, сообщили в пресс-службе министерства.