Чиновники не дают Минэкономразвития данные для прогнозов, выяснила Счетная палата
Аудиторы советуют госслужащим повышать квалификациюСчетная палата проверила, как Минэкономразвития составляет сценарные условия социально-экономического развития и его прогноз. Анализ выявил, что прогноз недостаточно обоснован, а некоторые показатели в нем и вовсе отсутствуют из-за недостатка информации и плохой межведомственной координации. Между тем экономический прогноз – основа для формирования федерального бюджета и социальных внебюджетных фондов, а также важная часть экономической политики, указывает Счетная палата.
Методические рекомендации по разработке прогноза морально устарели, говорится в докладе Счетной палаты (есть у «Ведомостей»). Кроме того, в них не предусмотрено, как прогнозировать ряд параметров – производительность труда, реальные располагаемые доходы населения, среднегодовой размер пенсий. Некоторые из этих параметров Минэкономразвития прогнозирует, минуя устаревшие методические рекомендации. А некоторые так и остаются не спрогнозированными. В сценарных условиях на 2017-2019 гг. отсутствует прогноз почти трети показателей – по 18 из более 60, посчитала Счетная палата: нет прогноза по реальному эффективному обменному курсу рубля, прямым иностранным инвестициям, государственным капитальным вложениям.
Отсутствуют в сценариях Минэкономразвития и некоторые показатели, которые используются для оценки состояния национальной безопасности, говорится в отчете: децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наименее и 10% наиболее обеспеченного населения), доля расходов в ВВП на развитие науки, технологий, образования и культуры.
Гипотезы и предпосылки
Из восьми ведомств, чьи данные необходимы для составления прогноза, шесть прислали информацию с нарушением сроков. Так, Минтруд свои предложения об индексации пенсий и зарплат бюджетников прислал уже после того, как проект сценарных условий был составлен и даже рассмотрен правительственной комиссией. В итоге эти предложения – об индексации зарплат на уровень прогнозируемой инфляции, а пенсий – на уровень фактической, – в сценарные условия не вошли. А предложения о размере МРОТ, пособиях по безработице, индексации социальных пенсий, стоимости пенсионного коэффициента Минтруд и вовсе не прислал, как и данные о численности пенсионеров.
Минфин не поделился данными о покупке и продаже драгметаллов на среднесрочный период, Минкультуры – прогнозом рынка туристических услуг. Минэнерго не предоставило некоторые сведения, необходимые для расчета налоговой базы по НДПИ: цены экспортируемого в СНГ газа, объемы экспорта нефти с месторождений Восточной Сибири, Северного Каспия и Приразломного нефтяного месторождения, экспорт газа по «Голубому потоку». А Росалкогольрегулирование и вовсе ответило, что не может спрогнозировать объемы экспорта и импорта алкоголя из-за «отсутствия информации о процессах, происходящих на мировых рынках алкогольной продукции». В итоге основные «гипотезы и предпосылки» Минэкономразвития пришлось формировать самостоятельно, обнаружила Счетная палата.
При этом у ведомств расходятся не только прогнозные данные (например, у Минэкономразвития и Минэнерго – разный прогноз добычи и экспорта нефти), но и некоторые статистические. Например, у Минэкономразвития, Минпромторга и Таможенной службы различаются цифры по импорту легковых автомобилей по итогам 2015 г.
Желаемое и действительное
Больше всего нестыковок в прогнозах Минэкономразвития и ЦБ, что объясняется различием в ожидаемой цене нефти, отмечается в отчете Счетной палаты: от нее зависит множество других показателей. Но дело не только в этом: по мнению ЦБ, говорится в докладе, размер оттока капитала, который Минэкономразвития ожидает в базовом варианте прогноза, возможен только при отмене санкций в отношении России.
На совещании у премьера по основным подходам к формированию бюджета на 2017-2019 гг. уже было принято решение о необходимости выработать консолидированную позицию правительства и ЦБ по инфляции. В прогнозе Минэкономразвития на 2016-2017 гг. инфляция выше, чем в прогнозе ЦБ. Достижение инфляции в 4% Минэкономразвития прогнозирует только в 2019 г., а не в 2017 г., как стремится ЦБ. После совещания министр экономического развития Алексей Улюкаев уже сообщал, что ведомство снизит прогноз по инфляции на 2016 г. до 6% или ниже (прогноз ЦБ – 5-6%). Будут пересмотрены и прогнозы на следующие годы – возможно, инфляция действительно будет снижаться быстрее, не исключат Улюкаев. Но только не надо путать прогноз и таргет, указал он: «Это разные вещи – цель и представление о том, достижима эта цель в такой-то период».
Качество и количество
Но если цель по инфляции в 4% достигается к 2018 г. хотя бы в целевом варианте прогноза Минэкономразвития, то цели по уровню инвестиций в 25% ВВП, по ежегодному росту производительности труда на 5%, поставленные в послании президента Федеральному собранию, не достигаются ни при каких сценарных условиях, пишет Счетная палата. Нет в них и оценок того, как влияет на социально-экономическое развитие план действий правительства по обеспечению стабильности этого развития. Нет и оценки влияния на экономику антикризисных мер по улучшению условий ведения бизнеса, рынка труда и по развитию экспорта несырьевой продукции.
Ни при каком варианте сценарных условий социально-экономического развития не достигаются цели, поставленные в указах президента 2012 г., констатирует Счетная палата.
Для оценок демографии Минэкономразвития воспользовалось прогнозом Росстата, однако он не соответствует целям государственной демографической политики, изложенной в соответствующей концепции, обнаружили аудиторы. Концепция демографической политики предполагает более высокую продолжительность жизни и более высокую рождаемость. Хотя Минтруд по правилам и не участвует в формировании прогноза демографических показателей, надо бы его позицию все-таки учитывать, поскольку за выполнение концепции отвечать ему, советует Счетная палата.
Развитие импортозамещения вовсе осталось и без качественной, и без количественной оценки, фиксирует Счетная палата. Минэкономразвития лишь пишет, что импортозамещение будет сдерживать рост цен на продовольствие, но при этом указывает, что эффект импортозамещения в сельском хозяйстве будет практически исчерпан, удивляется Счетная палата. Есть и другие противоречия: так, с одной стороны, Минэкономразвития предполагает, что рост профицита счета текущих операций при сокращении оттока капитала окажет поддержку курсу рубля, с другой – прогнозирует сокращение профицита текущего счета с $43 млрд в 2016 г. до $39 млрд в 2019 г.
«Неуд» за риски
Реализация вариантов прогноза возможна только при выполнении ряда условий, выяснила Счетная палата: если предприятия переведут прибыль в инвестиции и увеличат запасы, население снизит склонность к сбережению, отток капитала сократится. Но Минэкономразвития не просчитало, а что будет, если эти предположения не сбудутся.
Укрепление курса рубля может привести к неблагоприятным последствиям – снижению конкурентоспособности производства, снижению доходов бюджета, приводит пример Счетная палата: однако оценка такого влияния не просчитана. Ничего не написало министерство и про накопительную часть пенсии – а ведь объем пенсионных накоплений важен для прогноза инвестиций в основной капитал.
При этом в докладе Минэкономразвития есть специальный раздел «Риски базового сценария прогноза», отмечает Счетная палата. Но описание рисков сводится, по сути, к констатации их наличия, сетуют аудиторы, сочтя данную часть прогноза выполненной неудовлетворительно.
В заключении Счетная палата предлагает 11 мер для улучшения экономического прогноза. В их числе – конкретизация ответственности чиновников Минэкономразвития по взаимодействию с другими ведомствами, а для чиновников этих других ведомств – усиление ответственности за несвоевременные и некачественные данные. Прогноз необходимо увязывать с целями документов стратегического планирования и обращать внимание не только на количественные, но и на качественные параметры мер государственной политики. Наконец, надо обеспечить повышение квалификации госслужащих, занимающихся разработкой документов стратегического планирования и прогнозов, заключает Счетная палата.
В Минэкономразвития отчет Счетной палаты официально не поступал, сообщили в пресс-службе министерства.