Российский экспортный центр станет более самостоятельным

Идея вывести его за пределы ВЭБа умерла
Российский экспортный центр получит в ВЭБе автономию
Российский экспортный центр получит в ВЭБе автономию / Е. Разумный / Ведомости

Российский экспортный центр (РЭЦ) останется в системе и в семье ВЭБа, но получит дополнительные полномочия самостоятельно работать на рынке, заявил первый зампред правительства Игорь Шувалов. Предложения по новым полномочиям уже подготовлены и будут представлены на следующей неделе, обещал Шувалов.

У ВЭБа 100% акций РЭЦа (две другие экспортные структуры, «Эксар» и Росэксимбанк, – 100%-ные «дочки» РЭЦа). РЭЦ останется в структуре ВЭБа, но будет иметь больше самостоятельности, особый вес и структуру управления по аналогии с РФПИ, подтверждают федеральный чиновник и сотрудник ВЭБа: весной обсуждалась идея отделить экспортный блок, но она умерла.

По сути, при ВЭБе будет еще один институт развития, только сфокусированный на несырьевом экспорте, продолжает федеральный чиновник, но сливать РЭЦ, «Эксар» и Росэксимбанк в единую структуру не планируется. В новой стратегии, которую наблюдательный совет ВЭБа рассмотрит 23 июня, будет сказано, что поддержка несырьевого экспорта – одно из основных направлений деятельности ВЭБа, заключает он.

Росэксимбанк в июне получил 8,1 млрд руб. в капитал, сообщил Шувалов: «В совокупности на цели поддержки несырьевого экспорта через этот механизм будет предоставлено около 100 млрд руб.». Помимо крупных проектов РЭЦ будет сопровождать и сделки среднего бизнеса, обещал Шувалов.

РЭЦ сейчас работает как единое окно для экспортеров, говорит генеральный директор исследовательского центра ITI Владимир Саламатов: анализ показывает рост экспортных позиций в сегменте высокотехнологичных товаров. Например, в I квартале 2016 г. по сравнению с I кварталом 2015 г. в 29 раз в стоимостном выражении вырос экспорт антенных усилителей, на 32% в количественном – светоизлучающих диодов, в 404 раза в количественном измерении – экспорт свечей зажигания, перечисляет он, в 2015 г. стоимость несырьевого экспорта оказалась выше стоимости сырьевого примерно на 20%. Но развития конкурентоспособных производств не всегда достаточно для увеличения экспорта, предупреждает Саламатов, нужна слаженная работа всех институтов поддержки.