Кипр первым заявил о готовности обмениваться налоговой информацией с Россией

В зоне риска – бенефициары пассивных компаний
Российские налоговики получат первые данные с Кипра уже в сентябре 2018 г.
Российские налоговики получат первые данные с Кипра уже в сентябре 2018 г. / PIXABAY

С 2018 г. ФНС сможет автоматически получать информацию о российских клиентах кипрских банков. Кипр официально опубликовал список стран, с которыми хотел бы автоматически обмениваться информацией, – их 82, в том числе Россия. Первые данные – например, по платежам, остаткам на счетах, процентам, доходам от инвестиций и продажи акций – за 2017 г. ФНС получит от кипрских налоговиков в 2018 г. Информация будет передана в сентябре 2018 г., следует из опубликованного списка минфина Кипра.

В зону риска попадают российские бенефициары пассивных компаний, говорит партнер PwC Максим Кандыба. По стандарту ОЭСР это компании, больше 50% доходов которых составляют дивиденды, проценты и другие пассивные доходы, т. е., как правило, это компании с основным активом в виде инвестиционного портфеля, перечисляет руководитель налоговой практики «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин, данные будут передаваться и о компании, и о ее контролирующем лице. Под обмен попадут даже компании с BVI или панамские фонды с российскими бенефициарами, которые работают через кипрские банки, говорит партнер International Tax Associates B.V. Рустам Вахитов.

Некоторые клиенты вместо BVI создают еще одну структуру на Кипре, а ее акции передают в безотзывный траст, рассказывает налоговый консультант, в этом случае траст станет бенефициаром дохода и порвется связь с офшором. Но информация о счетах владельцев трастов все равно будет передаваться, предупреждает Кандыба.

Кто раскроется

К международному соглашению готовы присоединиться или уже присоединились более 100 юрисдикций, в том числе популярные офшоры – Бермудские, Каймановы, Британские Виргинские острова, Коста-Рика, Мэн, Гибралтар и даже Панама, последняя начнет обмен информацией с 2018 г.

Кипр остается популярной юрисдикцией, говорит партнер EY Марина Белякова: отдельные российские группы в 2014–2015 гг. даже переносили компании из офшорных юрисдикций на Кипр. На Кипре много пассивных компаний, знает Калинин, в том числе из-за освобождения от налогов большей части инвестиционного дохода.

При обмене налоговики получат только базовую информацию по счету таких компаний – депозитному или кастодиальному счету с ценными бумагами компании, рассказывает Калинин, но по ней можно увидеть, что компания, например, регулярно получала инвестиционный доход из России. По мотивированному запросу налоговики проверят, обоснованно ли применена нулевая ставка по соглашению об избежании двойного налогообложения, заключает Калинин.

Налоговики смогут также проверить, предоставили ли российские налоговые резиденты данные о своих контролируемых иностранных компаниях (КИК – компании с пассивными доходами), объясняет партнер PwC Екатерина Лазорина.

Обмен коснется и физических лиц со счетами в кипрских банках и подразделениях иностранных банков, работающих на Кипре, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров: налоговики смогут увидеть незадекларированные доходы и незаконные операции. До 2018 г. на иностранные зарубежные счета нельзя зачислять средства от продажи ценных бумаг, деривативов, зарубежной недвижимости. Штраф составит 75–100% суммы, срок давности – два года. Обращать внимание будут прежде всего на незадекларированные счета с большим балансом, рассказывал федеральный чиновник, детальную информацию налоговики запросят у иностранных коллег, а те – у банков. Могут быть выявлены и запрещенные операции, полагал он.

По операциям за 2016 г. физические лица не рискуют получить штрафы, говорит чиновник: в ФНС поступят данные по остатку счета на конец 2017 г. Но информация о движении средств уже приходит, а с 2018 г. будет видна вся картина, заключает он.