Иностранные банки ужесточают проверку клиентов

Российские владельцы зарубежных счетов рискуют своими сбережениями
Банки выведут клиентов из тени
Банки выведут клиентов из тени / Д. Абрамов / Ведомости

Иностранные банки, кото­рые в 2017 г. начнут передавать налоговикам информацию о своих иностранных клиентах, уже ужесточают их проверку, рассказали консультанты крупных аудиторских компаний, банкир, специализирующийся на private banking, и сотрудник одного из швейцарских банков. По словам последнего, менеджеры обзванивают клиентов и предупреждают о необходимости подтвердить их налоговое резидентство. Большинство таких банков из стран, которые активно используются россиянами для хранения капитала, – Великобритании, Швейцарии, Нидерландов, Люксембурга, Кипра, а некоторые из офшорных юрисдикций – Бермудские и Британские Виргинские острова например.

В 2017 г. финансовые организации этих стран впервые должны собрать данные по платежам, остаткам на счетах, процентам, доходам от инвестиций и продажи акций в 2016 г. и передать их местным налоговым инспекциям, а те – автоматически иностранным коллегам. ФНС информацию о счетах налоговых резидентов России может получить в 2018 г. (за предыдущий год). Риски велики: кроме налоговых санкций есть еще и валютные. До 2018 г. валютные резиденты России не вправе зачислять на зарубежные счета деньги от продажи ценных бумаг, доходы от трастов, деривативов, продажи зарубежной недвижимости. Штраф – 75–100% суммы. При этом налоговыми резидентами считаются все, кто находится в стране более 183 дней в году, а валютными – любой россиянин, хотя бы на день попавший в Россию. Автоматический обмен пугает в первую очередь именно угрозой лишиться всех средств по операциям в 2017 г., говорит партнер Ronlaw Partners Павел Романенко.

Разные стандарты

Из стран, которые запускают автоматический обмен в 2017 г., самые жесткие требования по проверке в Люксембурге, Австрии, Швейцарии, отмечает Кленов. Кипрским банкам, напротив, достаточно ИНН нового клиента, а для проверки старых – почтового адреса.

«Ведомости» изучили требования по комплаенсу в этих странах и выяснили, как их банки будут проверять, не являются ли клиенты российскими резидентами. По стандарту обмена информацией банки должны постоянно обновлять данные о клиентах: адрес регистрации, номер телефона, налоговые резиденты какой они страны. Если данные о клиенте противоречивые, например, адрес российский, а телефон американский, запускается второй этап проверки – самосертификация, рассказывает директор Deloitte Александр Синицын: клиент заполняет форму, в которой указывает информацию о себе, в том числе резидентство. Для новых клиентов самосертификация может быть запущена сразу, добавляет он. Банки могут и не запрашивать у клиента пояснения, предупреждает партнер EY Ирина Быховская, а сразу отправить сведения о существующем счете в Россию, если что-то указывает на связь с ней. Третий этап – подтверждение сведений, рассказывает Синицын: для компании это может быть сертификат резидентства, а для человека – налоговая декларация.

Банки также могут запрашивать подтверждение налогового советника – в какой стране клиент платит налоги. Есть и масса других способов проверки, говорит партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов: источник происхождения денег, в какой стране они заработаны, где расположены основные активы, даже из какой страны жена или муж клиента. Просто принести налоговую декларацию из страны, где человек заплатил $100 налогов, – не сработает, говорит он.

Жесткость проверки зависит от клиента и баланса на счете, говорит банкир. Клиентам с небольшими счетами лучше самим проверять, верные ли у банка данные о них, считает Быховская. Можно, например, ввести в договор пункт, указывающий, что клиент не является налоговым резидентом другой страны, говорит банкир. ФНС уже подготовила законопроект об автоматическом обмене информацией, но перечень сведений, сроки и порядок их передачи будут закреплены постановлением правительства. Самый надежный способ не рисковать деньгами на счете – перевести бизнес, семью и все имущество в страну, где он открыт, резюмирует Кленов.