Регионы заплатят за «Платон»

Профильный комитет Госдумы рекомендовал принять закон, который уменьшает транспортный налог на плату за проезд грузовиков
Плата за проезд по федеральным трассам взимается с грузовиков тяжелее 12 т с 15 ноября 2015 г.
Плата за проезд по федеральным трассам взимается с грузовиков тяжелее 12 т с 15 ноября 2015 г. / М. Стулов / Ведомости

Расходы на транспортный налог чувствительны для перевозчиков, говорит президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев, как правило, мощность двигателя фуры – 400 л. с. Средние затраты межфилиальных перевозчиков на «Платон» – 192 000–300 000 руб. в год, а на транспортный налог – 18 000 руб., рассказывает директор по транспорту FM Logistic Александр Дьяконов, т. е. льгота лишь частично компенсирует затраты на оплату проезда. Вычет сопоставим с платой в «Платон» всего за 5–6 рейсов из Москвы до Новосибирска, замечает начальник управления организации грузовых перевозок по России DPD Сергей Власов.

Перевозчики смогут сэкономить на транспортном налоге – вычесть из него сборы за проезд по федеральным трассам вплоть до обнуления. Льгота вводится правительственным законопроектом, поддержанным комитетом Госдумы по бюджету и налогам: для компаний – с 2016 г., для населения – с 2015 г. Мера временная – до 2019 г. Госдума рассмотрит в первом чтении эти изменения в Налоговый кодекс 8 июня.

Плата за проезд по федеральным трассам взимается с грузовиков тяжелее 12 т с 15 ноября 2015 г. По просьбе дальнобойщиков был снижен тариф (с 3,73 до 1,53 руб. за 1 км), его повышение правительство собирается обсудить осенью. Но для этого, судя по решению Конституционного суда, понадобятся изменения в закон об автомобильных дорогах.

Отчет о платежах за проезд, который может потребоваться для оформления вычета, перевозчики могут получить в личном кабинете на сайте «Платона», комментирует представитель «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, оператор «Платона», принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю и фонду «РТ-инвест»). Но пока закон не принят, вопрос с ФНС не обсуждался, добавляет он.

Транспортный налог зависит от мощности двигателя: для грузовиков – от 2,5 до 8,5 руб. за 1 л. с. (8,5 руб. с двигателя от 250 л. с. и выше), власти региона могут увеличить или уменьшить ставку в 10 раз. Деньги поступают в региональные дорожные фонды.

Этот зачет – костыль, который подставят под систему налогов, решение показывает, что правительство не может создать справедливый механизм сборов с транспортных средств и вводит несколько платежей, констатирует партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: топливные акцизы, транспортный налог, плата за проезд. Можно было бы привязать транспортный налог к пробегу, отслеживая его по GPS, рассуждает Костальгин.

Где ждут денег

Планировалось потратить деньги от «Платона» на региональные дороги, строящиеся на основе государственно-частного партнерства. Росавтодор изучил первые семь проектов, претендующих на эти деньги, рассказывал представитель агентства в начале 2016 г., стоимостью 154 млрд руб.: мосты в Новосибирске, Перми и Череповце, две автодороги, обходы Ижевска и Хабаровска. Но пока заявки готовятся, правительство решило потратить деньги на ремонт дорог в регионах: в 2016 г. 10,85 млрд руб. будет распределено между 24 регионами. Между тем правительство Новосибирской области уже планирует объявить конкурс для выбора инвестора строительства четвертого моста через Обь в ближайшие дни, сообщил ТАСС губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий. Стоимость проекта – 49,6 млрд руб.

Система «Платон» собрала в бюджет 8 млрд руб. за шесть с лишним месяцев, по данным РТИТС, Минтранс планирует, что сборы за год достигнут 20 млрд руб. Оператор будет получать 10,6 млрд руб. в год. Остальные поступления в 2016 г. (10,85 млрд руб.) будут потрачены на ремонт дорог в 24 регионах (см. врез). Но сопоставимую сумму региональные бюджеты недополучат совокупно из-за льгот по транспортному налогу – 8,7 млрд руб., следует из материалов к законопроекту. Представитель Минфина не ответил на вопрос, будут ли компенсированы регионам эти потери.

Доходы консолидированного бюджета от транспортного налога в 2015 г. составили 140 млрд руб. (30 млрд – от компаний, 110 млрд – от населения). Выпадающие 8,7 млрд руб. – это несмертельные потери для регионов, но решение несправедливое, особенно в ситуации, когда каждая копейка на счету, ведь 76 регионов закончили 2015 г. с дефицитом бюджета, говорит Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики. Раздавать льготы за счет регионов – любимое дело правительства, хотя федеральный центр мог бы делать это и за свой счет, полагает она.

Правительство ищет баланс между интересами перевозчиков и дорожников примерно так, как лысый человек решает, зачесать ему три волосинки налево или направо, чтобы прикрыть лысину, говорит директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. Дыра в региональных дорожных фондах огромна, чтобы держать в нормативном состоянии сеть региональных, местных и межмуниципальных дорог, нужно примерно 1,5 трлн руб. – в 3 раза больше расходов в 2015 г., подсчитал Блинкин. В 2015 г. в среднем на 1 км региональных и местных дорог (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) было потрачено около 400 000 руб., тогда как норматив для дорог самой низкой, 5-й технической категории в ценах 2007 г. – 690 000 руб. только на содержание, не включая ремонт, продолжает он. Региональная дорожная сеть деградирует, она просто разрушается, вслед за покрытием разрушается и основание, т. е. дорогу придется строить заново, говорит Блинкин.