Регионы заплатят за «Платон»
Профильный комитет Госдумы рекомендовал принять закон, который уменьшает транспортный налог на плату за проезд грузовиковРасходы на транспортный налог чувствительны для перевозчиков, говорит президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев, как правило, мощность двигателя фуры – 400 л. с. Средние затраты межфилиальных перевозчиков на «Платон» – 192 000–300 000 руб. в год, а на транспортный налог – 18 000 руб., рассказывает директор по транспорту FM Logistic Александр Дьяконов, т. е. льгота лишь частично компенсирует затраты на оплату проезда. Вычет сопоставим с платой в «Платон» всего за 5–6 рейсов из Москвы до Новосибирска, замечает начальник управления организации грузовых перевозок по России DPD Сергей Власов.
Перевозчики смогут сэкономить на транспортном налоге – вычесть из него сборы за проезд по федеральным трассам вплоть до обнуления. Льгота вводится правительственным законопроектом, поддержанным комитетом Госдумы по бюджету и налогам: для компаний – с 2016 г., для населения – с 2015 г. Мера временная – до 2019 г. Госдума рассмотрит в первом чтении эти изменения в Налоговый кодекс 8 июня.
Плата за проезд по федеральным трассам взимается с грузовиков тяжелее 12 т с 15 ноября 2015 г. По просьбе дальнобойщиков был снижен тариф (с 3,73 до 1,53 руб. за 1 км), его повышение правительство собирается обсудить осенью. Но для этого, судя по решению Конституционного суда, понадобятся изменения в закон об автомобильных дорогах.
Отчет о платежах за проезд, который может потребоваться для оформления вычета, перевозчики могут получить в личном кабинете на сайте «Платона», комментирует представитель «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, оператор «Платона», принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю и фонду «РТ-инвест»). Но пока закон не принят, вопрос с ФНС не обсуждался, добавляет он.
Транспортный налог зависит от мощности двигателя: для грузовиков – от 2,5 до 8,5 руб. за 1 л. с. (8,5 руб. с двигателя от 250 л. с. и выше), власти региона могут увеличить или уменьшить ставку в 10 раз. Деньги поступают в региональные дорожные фонды.
Этот зачет – костыль, который подставят под систему налогов, решение показывает, что правительство не может создать справедливый механизм сборов с транспортных средств и вводит несколько платежей, констатирует партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: топливные акцизы, транспортный налог, плата за проезд. Можно было бы привязать транспортный налог к пробегу, отслеживая его по GPS, рассуждает Костальгин.
Где ждут денег
Планировалось потратить деньги от «Платона» на региональные дороги, строящиеся на основе государственно-частного партнерства. Росавтодор изучил первые семь проектов, претендующих на эти деньги, рассказывал представитель агентства в начале 2016 г., стоимостью 154 млрд руб.: мосты в Новосибирске, Перми и Череповце, две автодороги, обходы Ижевска и Хабаровска. Но пока заявки готовятся, правительство решило потратить деньги на ремонт дорог в регионах: в 2016 г. 10,85 млрд руб. будет распределено между 24 регионами. Между тем правительство Новосибирской области уже планирует объявить конкурс для выбора инвестора строительства четвертого моста через Обь в ближайшие дни, сообщил ТАСС губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий. Стоимость проекта – 49,6 млрд руб.
Система «Платон» собрала в бюджет 8 млрд руб. за шесть с лишним месяцев, по данным РТИТС, Минтранс планирует, что сборы за год достигнут 20 млрд руб. Оператор будет получать 10,6 млрд руб. в год. Остальные поступления в 2016 г. (10,85 млрд руб.) будут потрачены на ремонт дорог в 24 регионах (см. врез). Но сопоставимую сумму региональные бюджеты недополучат совокупно из-за льгот по транспортному налогу – 8,7 млрд руб., следует из материалов к законопроекту. Представитель Минфина не ответил на вопрос, будут ли компенсированы регионам эти потери.
Доходы консолидированного бюджета от транспортного налога в 2015 г. составили 140 млрд руб. (30 млрд – от компаний, 110 млрд – от населения). Выпадающие 8,7 млрд руб. – это несмертельные потери для регионов, но решение несправедливое, особенно в ситуации, когда каждая копейка на счету, ведь 76 регионов закончили 2015 г. с дефицитом бюджета, говорит Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики. Раздавать льготы за счет регионов – любимое дело правительства, хотя федеральный центр мог бы делать это и за свой счет, полагает она.
Правительство ищет баланс между интересами перевозчиков и дорожников примерно так, как лысый человек решает, зачесать ему три волосинки налево или направо, чтобы прикрыть лысину, говорит директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. Дыра в региональных дорожных фондах огромна, чтобы держать в нормативном состоянии сеть региональных, местных и межмуниципальных дорог, нужно примерно 1,5 трлн руб. – в 3 раза больше расходов в 2015 г., подсчитал Блинкин. В 2015 г. в среднем на 1 км региональных и местных дорог (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) было потрачено около 400 000 руб., тогда как норматив для дорог самой низкой, 5-й технической категории в ценах 2007 г. – 690 000 руб. только на содержание, не включая ремонт, продолжает он. Региональная дорожная сеть деградирует, она просто разрушается, вслед за покрытием разрушается и основание, т. е. дорогу придется строить заново, говорит Блинкин.