Компаний с кредитным рейтингом AAA почти не осталось

Выплаты акционерам и поглощения важнее для компаний, чем финансовый консерватизм
В США осталось только две компании с наивысшим кредитным рейтингом — Microsoft и Johnson & Johnson
В США осталось только две компании с наивысшим кредитным рейтингом — Microsoft и Johnson & Johnson / Ted S. Warren / AP

Кредитный рейтинг AAA становится в корпоративном мире раритетом. После того как в апреле агентство Standard & Poor’s понизило рейтинг нефтяной компании ExxonMobil до АА-, в США осталось только две компании с наивысшим показателем — Johnson & Johnson и Microsoft. Для сравнения: в 1992 г. таких было 98.

Сокращение числа компаний с рейтингом AAA – одно из ярких свидетельств того, насколько активно они стали использовать заемные средства ради увеличения выплат акционерам и финансирования поглощений. И в ситуации с чрезвычайно низкими процентными ставками почти нет признаков того, что этот тренд прекратится. Согласно Bank of America Merrill Lynch, с начала 2008 г. долговые обязательства на балансе компаний увеличились примерно на $4 трлн. Это почти равно размеру рынка облигаций штатов и городов США. «Ясно одно – тренд ухода от финансового консерватизма, начавшийся на заре 1980-х гг., продолжается по сей день», – говорит аналитик S&P Томас Уоттерс.

В США у организаций с рейтингом ААА (в их число входят также Гарвардский и Стэнфордский университеты и Массачусетский технологический институт) доходность облигаций равна примерно 2,6%, свидетельствуют составляемые Barclays индексы бондов. А у компаний с рейтингом AA средняя доходность лишь немного ниже – 2,3%. Отчасти такая разница связана с нехваткой компаний с рейтингом AAA и влиянием на индексы бумаг Johnson & Johnson и Microsoft. Если объем обращающихся корпоративных облигаций с рейтингом AAA в США около $62 млрд (и более 80% приходится на долю этих двух компаний), то с рейтингом AA – $419 млрд, с рейтингом A – $1,78 трлн. «В каком-то смысле у компаний рейтинг AA заменил AAA, потому что облигаций последних стало значительно меньше», – отмечает Ник Гартсайд, директор по инвестициям на международных рынках инструментов с фиксированным доходом JPMorgan Chase.

Последний финансовый кризис подчеркнул, с какой скоростью компании даже с высоким рейтингом могут потерять доступ к рынкам капитала, утверждает Джереми Сигел, профессор Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете. В разгар кризиса в сентябре 2008 г. банки прекратили корпоративное кредитование, из-за чего организации, срочно нуждавшиеся в финансировании, оказались в тяжелейшем положении. По словам Сигела, тот шок теперь учитывается во многих рейтинговых моделях. «Компании, если они не обладают невероятным запасом денежных средств, теперь просто не получают рейтинг AAA. Такого количества эмиссий облигаций, которые могли получить рейтинг AAA, как в 1960-е гг., больше не будет. Возможно, это уже не повторится никогда на фоне роста мировой конкуренции», – говорит Сигел.

Инвесторы и аналитики не ждут от компаний быстрого сокращения использования заемного капитала, и это будет мешать общему улучшению рейтингов. Тем более что компаниям с высокими рейтингами, увеличивающим заимствования, не приходится платить заметно больше. А инвесторы хоть и наблюдают дефолты энергетических и горнодобывающих компаний в результате обвала цен на сырье, риск дефолтов у компаний с высоким рейтингом по-прежнему считают минимальным.

Потери держателей корпоративных облигаций с рейтингом AAA из-за дефолтов составили в среднем 0,02% от номинала за пятилетний период, с рейтингом AA – 0,2% от номинала, отмечает главный стратег по инструментам с фиксированным доходом BlackRock Джеффри Розенберг. «В абсолютном выражении это не очень большая разница, – утверждает он. – Тогда какие преимущества дает эмитентам рейтинг AAA по сравнению с AA?»

Перевел Алексей Невельский