Нефтяники могут пока не бояться повышения налогов
Но передышка временная: при пересмотре бюджета угроза может снова возникнуть, предупреждают чиновникиПлачевная ситуация с бюджетом и обещание президента Владимира Путина не повышать налоговую нагрузку на бизнес до 2018 г. ставит Минфин в сложную ситуацию. В прошлом году он сумел обойти «налоговый мораторий» – отказался от запланированного снижения пошлин на экспорт нефти, назвав это изъятием девальвационной прибыли нефтяников. Этот год Минфин снова начал с предупреждения.
Налоговую нагрузку можно поднять через корректировку формулы НДПИ, рассуждал министр финансов Антон Силуанов в январе: уменьшить вдвое до $7,5 вычет. Принять решение правительство собиралось после анализа результатов компаний за I квартал, рассказывали чиновники Минфина и Минэнерго.
Но вчера вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что правительство пока не планирует повышать налоги на нефтяников. За день до этого сам Силуанов в интервью «России 24» уверял, что Минфин пока не готовит новых решений по росту нагрузки на нефтяную отрасль и планирует «рассматривать в целом картину» еще не скоро – только когда будет готов бюджет на 2017–2019 гг.
В январе бывший замминистра финансов Сергей Шаталов признавал в интервью «Ведомостям», что нефтяники первые, кто может пойти под нож при сложной ситуации с бюджетом. А она очень непростая, признает Силуанов: уложиться в дефицит в 3% ВВП не удается, при $40/барр. будет около 3,3%. Это с учетом неудавшегося повышения дивидендов госкомпаний с 25 до 50% от чистой прибыли (выбирается более высокая сумма по МСФО или РСБУ) и приватизации «Роснефти», уточняет другой чиновник. Получить от продажи «Роснефти» ожидаемые 600 млрд руб., по признанию нескольких чиновников, будет непросто, а основные плательщики дивидендов – «Газпром» и «Транснефть» – заплатят меньше, чем рассчитывал Минфин. Не собрав с госкомпаний через дивиденды, правительство, возможно, попытается восполнить упущенное через налоги – заодно не придется делиться с инвесторами, говорят несколько чиновников.
Собрать по реформе
Минфин и Минэнерго обсуждают перевод компаний с НДПИ на налог на добавленный доход (НДД). Исходя из предложенных Минфином параметров сильно вырастет нагрузка на проекты с льготами, оценивает Vygon Consulting. Также обсуждалась идея ускорить налоговый маневр: сильнее снижать пошлины, вплоть до обнуления, и повысить НДПИ. Это поддержало бы бюджет, так как налоговая база по НДПИ больше, чем по пошлинам.
Если уменьшить вычет в формуле НДПИ до $7,5, то при цене в $35/барр. налог в 2016 г. вырастет на 37% до $12,4/барр., подсчитали аналитики Morgan Stanley. А если правительство решит и на 2017 г. заморозить пошлины на уровне 42%, а не снижать до 30%, как предусмотрено законом, то пошлина увеличится на 11% до $6,1/барр.
«Об окончательных решениях говорить очень преждевременно – понятно, что в ходе балансировки бюджета будут обсуждать корректировку нефтяных налогов», – отмечает высокопоставленный чиновник: все будет зависеть от цен на нефть. При ценах на уровне начала года будет соблазн получить дополнительные доходы от нефтяников, добавляет другой чиновник: «Но это будет максимум до 100 млрд руб., нас это не спасет». Сумма сопоставима с недополученными бюджетом 144 млрд руб. дивидендов «Газпрома» и «Транснефти».
Шаталов в начале года оценивал, что «у нефтянки есть небольшой запас прочности в два-три года и снятие жирка неприятно, но не катастрофично». Но сейчас чиновник Минфина говорит, что «жирка» уже не осталось – это в прошлом году у них была девальвационная прибыль, а сейчас этот эффект уже почти исчерпан. Подсчеты директора Московского нефтегазового центра EY Дениса Борисова это подтверждают. Прошлой осенью рублевый денежный поток среднего добывающего проекта (без льгот) был больше, чем год назад, но с начала 2016 г., по оценкам Борисова, из-за заморозки пошлин он уменьшился примерно на 500 руб./т до 2900 руб. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. (без учета потерь нефтяников от «ножниц Кудрина» – пошлины снижаются медленнее, чем цены).
«Не надо думать, что отрасль в шоколаде, – очень легко подорвать ее потенциал», – предупреждает чиновник Минэнерго. Даже при сохранении нагрузки на отрасль (не говоря уже о ее повышении) к 2025 г. экономика отдельных проектов может настолько ухудшиться, что под угрозой окажется около 150 млн т нефти – около 30% от текущей добычи, оценивает Борисов.
Девальвация все же смягчила эффект от падения цен на нефть для сектора добычи, отмечает Дарья Козлова из Vygon Consulting, а вот сегмент переработки сильно пострадал: маржа среднеотраслевого НПЗ сократилась примерно на 1,5–2 $/барр., хоть и остается положительной. Но для бюджета это даже лучше, говорит Козлова: «Продолжит расти добыча и сокращаться переработка нефти. Это приведет к росту экспорта нефти и большим доходам от пошлин, что и компенсирует частично потери бюджета от снижения цен».