Минэнерго предлагает Минфину быть гибче с нефтяниками

Будущая налоговая система должна учитывать цены на нефть, считает Минэнерго
Новая налоговая система, предложенная Минфином, не стимулирует добычу нефти, нужно сделать ее более гибкой, настаивает Минэнерго
Новая налоговая система, предложенная Минфином, не стимулирует добычу нефти, нужно сделать ее более гибкой, настаивает Минэнерго / Е. Разумный / Ведомости

«Ведомостям» стали известны предложения Минэнерго по изменению налогообложения нефтяной отрасли. Единую позицию по новому налогу на добавленный доход (НДД) Мин­энерго и Минфин должны были выработать к 1 мая – таково поручение президентской комиссии по ТЭКу. Но спор продолжается.

При НДД налоговая нагрузка в отличие от действующей системы должна зависеть не от добычи и экспорта, а от финансовых результатов. Но Минэнерго считает подготовленный Минфином проект слишком невыгодным для нефтяников (см. врез). В направленных в Минфин предложениях оно пытается смягчить параметры реформы для действующих месторождений.

Ключевых предложений два, рассказывают два федеральных чиновника и подтверждает представитель Минэнерго. Первое – увеличить с 6953 руб./т до 9520 руб./т предельные затраты, на которые можно уменьшать доход при расчете НДД. Это необходимо, чтобы стимулировать применение дорогостоящих методов добычи, объясняет представитель Минэнерго, иначе компании не станут ее наращивать.

Второе предложение – ставка НДПИ в новой системе должна меняться вместе с ценой на нефть (в проекте Минфина зависит от выхода на окупаемость), рассказывают чиновники. Это позволит сглаживать налоговую нагрузку при снижении цен, подтверждает представитель Минэнерго. Должно быть три уровня ставок: минимальная при цене до $15/барр. повышается при цене $15–50 и более $50, пересказывает предложения Минэнерго сотрудник нефтяной компании.

Две системы

Сейчас суммарная ставка НДПИ и пошлины для всех месторождений – 42% от цены нефти, а для льготируемых – 10%, подсчитали эксперты Vygon Consulting на основании предложений Минфина. До выхода на окупаемость НДД выгоднее действующей системы, но потом ситуация меняется – нагрузка по НДПИ и пошлине составит 40% плюс 70% с дохода.

Вводить НДД Минэнерго хочет сначала на пилотных месторождениях. Компании предлагают для эксперимента те же месторождения, что и в прошлом году при обсуждении альтернативного НДД налога на финансовый результат, говорит представитель Минэнерго. Это проекты «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойла» и «Сургутнефтегаза». Месторождения находятся на разных стадиях разработки, так что при переходе на НДД рентабельность (сейчас у всех меньше 10%) будет отличаться, отмечает федеральный чиновник: у кого-то вырастет до 20–25%, у кого-то – до 12–14%.

Минэнерго хочет, чтобы реформа коснулась только старых месторождений, а по новым дать компаниям право выбора между НДД и действующей системой с льготами. Минфин категорически против и ждет от Минэнерго комплексных предложений и по старым, и по новым месторождениям, подчеркивает чиновник министерства: «Эти эксперименты на пилотах просто квазильгота». Повышение размера предельных затрат приведет к потерям бюджета, описывает он возражения Минфина, а вот ставки налогов в новой системе можно обсуждать.

Представитель Минфина в выходные не ответил на вопросы «Ведомостей». Представитель «Лукойла» отказался от комментариев, его коллеги из «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти» не ответили на запросы.

В мире ограничения по затратам считаются в относительном выражении – как процент от выручки, рассказывает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов, если вводить ограничение в абсолютном выражении, то необходимо делать его разным для отдельных регионов и, возможно, учитывать условия разработки. Кроме того, это дестимулирует применять дорогие инновационные технологии, заключает он.

Все варианты нужно испытывать на пилотных проектах и только потом распространять на всю отрасль, говорит заместитель главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. Нефтяникам нужен ясный сигнал, какой будет налоговая система после 2020 г., считает он: в ближайшие три года при ценах хотя бы $50/барр. добыча не будет падать, а вот дальнейшие инвестиции будут зависеть от того, решит государство переходить на налогообложение финансового результата или нет. Если нет, добыча может упасть уже в 2020 г., считает Белогорьев.