Банки Уолл-стрит потеряют $300 млн комиссионных из-за развалившихся сделок
С начала года сорвались поглощения на $400 млрдЕсли 2015 г. был рекордным для рынка слияний и поглощений по числу объявленных сделок, то этот год обещает рекорд по размеру развалившихся сделок. В США с начала года из-за строгости регуляторов, трудного рынка и сомнений сторон сорвались слияния на $395,4 млрд (данные Dealogic). Даже если до конца года больше не развалится ни одна сделка, это будет рекордом.
Это значит, что инвестбанки, которые готовились заработать миллиарды долларов комиссионных за подготовку слияний, теперь их не получат. В 2015 г. компании объявили о сделках на рекордные $4,6 трлн, но их финансовые консультанты получают комиссионные только в случае успешного закрытия сделки.
Из-за срыва трех крупнейших сделок в этом году - слияния фармакологических Pfizer и Allergan, нефтесервисных Halliburton и производителей канцелярских товаров Baker Hughes и Staples и Office Depot - инвестбанки потеряют $300 млн комиссионных, следует из их отчетности. И это далеко не все: банки обязаны раскрывать не все комиссионные.
Это плохо как для банков Уолл-стрит, у которых из-за проблем в трейдинге и кредитовании комиссионные становятся все более важным источником дохода, так и для рынка M&A: видя, как массово разваливаются слияния, другие потенциальные участники не будут торопиться со сделками.
Allergan, бывшая за последние пять лет участником многих сделок, дала понять, что сейчас ей этот рынок не интересен. Компания сообщила, что выкупит на рынке $10 млрд своих акций. Выкуп акций обычно означает, что крупных сделок компания не планирует.
Крупнейшие несостоявшиеся сделки
Pfizer – Allergan
Поглощение за $150 млрд должно было стать мегасделкой на фармакологическом рынке и дало бы возможность Pfizer получить регистрацию за пределами США, чтобы снизить налоговое бремя. Сделка сорвалась, поскольку регуляторы США ввели новые правила, затрудняющие такие слияния. Guggenheim Partners и Goldman Sachs, консультировавшие Pfizer, не получат $80 млн комиссионных, JPMorgan и Morgan Stanley, консультировавшие Allergan, – соответственно $72,5 млн и $60 млн.
Размер потерянных комиссионных - $212,5 млн
Halliburton – Baker Hughes
Нефтесервисные Halliburton и Baker Hughes отказались от сделки на $35 млрд, поскольку антимонопольные регуляторы дали понять, что заблокируют ее. Из-за этого Goldman, консультировавший Baker Hughes, теряет $35 млн (правда, он уже получил $10 млн), а Credit Suisse, помогавший Halliburton, не заработает $37 млн (уже получил $4 млн).
Bank of America, также консультировавший Halliburton, не получит $15 млн. Правда, в ноябре BofA был ведущим организатором облигационного займа Halliburton на $7,5 млрд, который проводился ради сделки с Baker Hughes. По оценке Freeman & Co., андеррайтеры размещения заработали $30 млн комиссионных.
Размер потерянных комиссионных - $87 млн
Staples – Office Depot
Производителям канцелярских товаров Staples и Office Depot пришлось отменить слияние за $6,3 млрд, поскольку федеральный судья заблокировал его по антимонопольным соображением.
Из-за срыва сделки Peter J. Solomon & Co., консультировавший Office Depot, не заработает $13,5 млн. Инвестбанк сразу получил $5,5 млн, но при закрытии сделки он мог бы рассчитывать еще на $28 млн. Впрочем, он выторговал $14,5 млн из $250 млн отступных, которые Staples должна заплатить Office Depot.
Размер потерянных комиссионных - $13,5 млн
Сделки, которых не было
Это сделки, на которых инвестбанки не потеряли ничего, поскольку до объявления о сделке дело не дошло. В апреле Canadian Pacific Railway отозвала предложение о покупке за $30 млрд Norfolk Southern, а в марте Honeywell International – предложение на $90 млрд о покупке United Technologies. По оценке Freeman, на первой сделке JPMorgan (консультант Canadian Pacific) мог бы заработать $60-70 млн, на второй Centerview Partners и Lazard (консультанты Honeywell) – $110-130 млн.
Но банки, спасшие компанию от недружественного поглощения, тоже получают комиссионные за то, что клиент сохранил независимость. По оценке Freeman, Morgan Stanley и BofA, консультировавшие Norfolk Southern, поделят между собой $80-90 млн.
Перевела Татьяна Бочкарева