Банки разыщут иностранцев среди своих клиентов
И сообщат об их счетах налоговикам, а те – за границуСогласие клиента необязательно. Но для отдельных финансовых организаций могут быть сделаны исключения – если риск налоговых нарушений минимальный. Например, для пенсионных фондов, говорит Кандыба. Проверять достоверность информации о клиентах должны сами банки, говорится в законопроекте. За отказ передать информацию или нарушение сроков предусмотрен штраф – от 300 000 до 500 000 руб. Если клиент откажется раскрыть данные, любая финансовая организация может отказаться открыть счет, расторгнуть уже заключенный договор или закрыть счет. Что делать со средствами, которые приходят на счет клиента, не ответившего на запрос банка, в законопроекте не говорится, указывает партнер EY Ирина Быховская.
В распоряжении «Ведомостей» оказался подготовленный ФНС законопроект об автоматическом обмене информацией. Банки, управляющие и страховые компании, депозитарии и брокеры должны будут передавать данные о счетах своих иностранных клиентов российским налоговикам, а те – своим коллегам за границу. Для этого финансистам придется определять, налоговыми резидентами каких стран являются их клиенты.
Подлинность законопроекта подтвердил представитель ФНС, документ направлен в Минфин. Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».
Отчитываться перед ФНС банкам придется из-за соглашения об автоматическом обмене информацией. Подписать его Россия должна 12 мая на форуме ОЭСР (см. врез), уже в 2018 г. придется передать данные за 2017 г. Одно из условий – сбор информации о счетах нерезидентов, Common Reporting Standard (СRS). Это аналог американского закона FATCA (обязывает финансовые организации по всему миру информировать Службу внутренних доходов США о счетах американских резидентов), объясняет партнер PwC Максим Кандыба. Суть двух механизмов одинакова, согласен директор Deloitte Александр Синицын.
Отчитываться банки и финансисты должны об инвестиционных доходах клиентов, о продаже акций, балансе счета, процентах по вкладам, облигациям, договорам накопительного страхования, платежам и остаткам на счетах, следует из законопроекта. Кроме того, придется выявлять, кто является бенефициаром счета (или, например, акций), и передавать эти данные ФНС. Делать это нужно будет раз в год, отмечает представитель ФНС.
Обмен по интересу
После подписания соглашения Россия должна назвать страны, с которыми хотела бы обмениваться информацией, обмен начнется только при совпадении интересов. Такое соглашение подписала уже 61 юрисдикция (см. статью на стр. 04).
Конкретный перечень информации, сроки и порядок ее передачи будут закреплены постановлением правительства, объясняет представитель ФНС. Проект нужно принять быстрее, объясняет федеральный чиновник, чтобы финансовые организации могли подготовиться к обмену информацией. Если принять его после выборов Госдумы, то банки не успеют начать с 2017 г. собирать данные о клиентах, говорит он. Все требования будут соответствовать стандартам ОЭСР, обещает представитель ФНС.
Главная проблема для банков – как определить резидентство клиента, предупреждает Синицын. Его нужно подтвердить документами – например, компания – сертификатом резидентства, продолжает он, но пока не ясно, какие формы должен заполнить человек. У каждой страны свои критерии налогового резидентства, согласен Сергей Калинин из «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Нужна единая форма опросников, говорит Быховская, иначе клиентам придется отвечать на одинаковые по сути, но разные по форме вопросы финансовых организаций. В методике CRS уже есть упрощенный алгоритм определения резидентства, рассказывает Кандыба: адрес проживания по документам. Такая информация будет передана в страну клиента, а ее налоговые органы уже смогут определить, достоверны ли данные.
Сбербанк уже готовится к внедрению требований стандарта CRS, чтобы выполнить требования закона, говорит его представитель. Представитель ВТБ не комментирует законопроекты, не вступившие в силу. Поправки могут обременить банки, говорит председатель совета директоров крупного банка, но они будут лучше понимать, с какими клиентами имеют дело.