Минэнерго борется с Минфином за льготы для нефтяников
Они могут лишиться их из-за налоговой реформыЗаконопроект о новом налоге для нефтяников – на добавленный доход (НДД) Минэнерго с Минфином должны подготовить к IV кварталу. Единую позицию они должны были выработать к маю – срок установлен в поручении президентской комиссии по ТЭКу. Но договориться не удалось – у министерств сохраняются радикальные разногласия: основной спор – переводить ли на новую систему месторождения, у которой сейчас есть льготы, и сохранять ли их.
НДД должен заменить пошлину и частично НДПИ (см. таблицу). Налоговая нагрузка будет зависеть не от добычи, а от доходов.
Минфин хочет перевести на НДД пилотные месторождения в Западной Сибири и все новые – в Восточной, отменив для последних льготы по НДПИ и пошлинам (см. врез). Минэнерго раскритиковало подготовленный Минфином законопроект: ставка очень высокая, а условия для льготных месторождений ухудшатся. Тогда Минфин предложил снизить ставку так, чтобы нагрузка не выросла, рассказывают два чиновника, участвующие в обсуждении проекта.
Но Минэнерго не устроило и это. Оно предлагает вводить НДД только на действующих месторождениях без льгот в Западной Сибири, а по проектам в Восточной – дать компаниям право выбора: существующий режим с льготами или переход на НДД. Невозможно подобрать единые параметры, пригодные для всех, объясняет чиновник Минэнерго: «Какую ставку ни подставь, налоговая нагрузка для льготируемых проектов выше текущей». Если сейчас у компании это 20% от выручки, будет 40–45%, если 40% – 60–65%, оценивает он. Месторождения разные, кто-то и выиграет, но многие проиграют, добавляет его коллега. Это как ездить на «Бентли» и пересесть на «Жигули», иронизирует он.
Прежде Минэнерго билось с Минфином за то, чтобы нефтяники платили налоги не с добытого сырья, а с положительного денежного потока с учетом капзатрат. По проекту Минфина компании начинают платить НДД, когда начинают получать прибыль, но это прибыль расчетная, а не фактическая, объясняет чиновник Минэнерго: капзатраты для расчета налога не могут превышать $15 на баррель, а если они достигнут $25, то придется платить НДД и до появления реальной прибыли.
Сейчас суммарная ставка НДПИ и пошлины для всех месторождений – 42% от цены нефти, а для льготируемых – 10%, по данным Vygon Consulting. До окупаемости проекта НДД выгоднее действующей системы, но после выхода на окупаемость нагрузка резко взлетит – 40% от цены нефти придется заплатить в виде НДПИ и пошлины плюс 70% с дохода. «Это похоже на издевку – хотели НДД? Получайте!» – негодует чиновник, участвующий в дискуссии.
Обилие льгот
Налоговые льготы есть у 198 новых и действующих месторождений, по данным Vygon Consulting. Как правило, у компаний с льготами по пошлинам есть льготы и по НДПИ. Льгота по пошлинам действует до достижения внутренней нормы доходности в 16%.
Минэнерго уже завершило работу над новой версией своих предложений и отправит их в Минфин в ближайшее время, говорит замминистра энергетики Кирилл Молодцов. Каких месторождений они касаются, он не раскрывает. Новых проектов тоже, уточняет представитель Минэнерго. Представитель Минфина отказался от комментариев.
Минфин ранее был категоричен – НДД должен вводиться и для новых, и для действующих месторождений. Единый новый налог должен заменить действующую систему, похожую на лоскутное одеяло из льготных режимов, напоминает чиновник, а НДД только для пилотных проектов – это очередная полоска на таком одеяле и, по сути, замаскированная льгота.
Представители «Роснефти», «Лукойла» и «Башнефти» не ответили на запросы. «Газпром нефть» в диалоге с обоими министерствами, лаконичен ее представитель.
Если цель реформы – повысить эффективности использования недр, то в качестве полигонов должны рассматриваться действующие месторождения, уверен директор нефтегазового центра EY Денис Борисов. А подобрать для льготируемых новых месторождений параметры, которые бы устроили и государство, и компании, едва ли возможно, утверждает Борисов, с учетом различных геологических, географических, инфраструктурных и других особенностей: «Категоричная позиция – либо льготы, либо НДД без льгот – спорная».
По крайней мере, для крупнейших компаний это возможно, они сами так говорят, возражает федеральный чиновник. Но нефтяники не хотят менять синицу в виде льгот на журавля в виде НДД, объясняет сотрудник нефтяной компании: лучше точно не будет, хуже – возможно. Минфин продвигает НДД с одной целью – отменить льготы по экспортным пошлинам, которые курирует Минэнерго, жалуется чиновник Минэнерго.
НДД даст компаниям стабильность, возражает чиновник Минфина: параметры будут закреплены в законе, а льготы по пошлинам – рычаг влияния со стороны государства: «В кризис, когда решения по бюджету принимаются быстро, лучше за льготы не держаться».