Корпорации «зарабатывают» на Бермудах больше, чем в Китае

Но ужесточение налогового законодательства на международном уровне начинает приносить плоды
Транснациональные компании используют Бермудские и другие офшоры для минимизации прибыли
Транснациональные компании используют Бермудские и другие офшоры для минимизации прибыли / Gerry Broome / AP

Несмотря на попытки государств закрыть налоговые лазейки, транснациональные корпорации продолжали переводить деньги через офшорные финансовые центры и уклонились от уплаты налогов более чем на $200 млрд в 2015 г. Такие данные приводит Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Апрельская утечка документов из панамской юридической фирмы Mossack Fonseca привлекла пристальное внимание к использованию офшоров известными людьми, в том числе с целью возможного ухода от налогов. Но страны «большой двадцатки» еще в прошлом году договорились ужесточить налоговое законодательство, чтобы помешать корпорациям переводить прибыль в юрисдикции с низкими налоговыми ставками вне зависимости от того, где эта прибыль заработана. Отслеживанием этих потоков и занимается ЮНКТАД. По ее оценкам, финансовые потоки через SPV-компании, создаваемые для проведения конкретных операций, уменьшились до $221 млрд в 2015 г. по сравнению с $233 млрд в 2014 г., причем особенно резко они сократились в IV квартале. При этом потоки в такие популярные офшорные центры, как Британские Виргинские острова и Каймановы острова, уменьшились до $72 млрд.

Также значительную часть прибыли корпорации регистрируют как получаемую в офшорных центрах. По оценкам ЮНКТАД, международные компании из 26 развитых стран зарегистрировали $43,7 млрд прибыли от операций на Бермудских островах. Для сравнения: их прибыль от операций в Китае составила лишь $36,4 млрд.

Нужно активизировать усилия по реформированию международной налоговой системы и двигаться в сторону системы двусторонних соглашений, регулирующих международные инвестиции, призывают специалисты ЮНКТАД. «Устойчивость инвестиционных потоков через офшорные финансовые центры, а также уровень регистрируемой в этих юрисдикциях прибыли подчеркивают насущную необходимость в большей слаженности в проведении налоговой и инвестиционной политики на глобальном уровне», – говорится в заявлении ЮНКТАД.

Новые страновые правила, возможно, уже влияют на поведение транснациональных корпораций, считают специалисты организации. Например, в Люксембурге и Нидерландах в IV квартале 2015 г. значительно сократились финансовые потоки через SPV-компании.

Но есть и признаки того, что снизить налоговое бремя все активнее стремятся компании из развивающихся стран. Как отмечает ЮНКТАД, в 2010-20114 гг. 65% инвестиционных потоков на Британские Виргинские и Каймановы острова пришлись на долю компаний из Гонконга, Китая, России и Бразилии, хотя ранее на этих направлениях доминировали компании из развитых стран, в частности США.

Перевел Алексей Невельский