С 2018 года избежать раскрытия информации станет практически невозможно

Российские налоговики узнают обо всех иностранных счетах компаний и граждан
Российские налоговики узнают обо всех иностранных счетах компаний и граждан
Российские налоговики узнают обо всех иностранных счетах компаний и граждан / AFP

Правительство одобрило присоединение России к международному соглашению по автоматическому обмену информацией, сообщил министр финансов Антон Силуанов. Соглашение будет подписано 12 мая на форуме ОЭСР в Пекине, сказал он. Его подписала уже 61 юрисдикция, в том числе многие офшоры – например, Бермудские, Каймановы, Британские Виргинские острова, Коста-Рика, о. Мэн, Гернси, Гибралтар, Джерси.

На практике обмен начнется с 2018 г., говорит партнер PwC Наталья Кузнецова, после подписания еще будут внедряться его механизмы. Нужны поправки, обязывающие банки предоставлять информацию налоговым органам о счетах нерезидентов, объясняет руководитель налоговой практики «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин. После подписания соглашения Россия должна назвать страны, с которыми она хотела бы обмениваться информацией, продолжает он, обмен начнется только при совпадении интересов. Но в обмене заинтересованы все, оговаривается Калинин, и даже руководство Панамы заявило о желании участвовать в нем. Процесс должен закончиться не позднее 2018 г., пообещал Силуанов.

Сейчас обмен происходит по отдельным запросам о конкретном человеке или компании, объясняет чиновник ФНС, но ответа иногда приходится ждать несколько месяцев. При автоматическом обмене налоговики смогут получать всю собранную информацию из всех стран, участвующих в обмене. Например, про инвестиционный доход компаний, в том числе проценты и дивиденды, остатки на счетах, доходы от продажи акций, баланс счета, проценты по вкладам, купонный процент по облигациям и выплаты по договорам страхования. При открытии счетов физлица обязаны указать, чьи они резиденты, объясняет Кузнецова: банки, депозитарии, брокеры и страховые компании направят эти данные в налоговые органы, а те – налоговикам из страны клиента.

Соглашение предусматривает также спонтанный обмен, говорит чиновник, – иностранные налоговики будут информировать ФНС каждый раз, когда заподозрят, что российский резидент нарушает порядок уплаты налогов. В зону риска попадают владельцы контролируемых иностранных компаний (КИК), предупреждает партнер EY Марина Белякова. До сих пор многие из них скептически относились к угрозе – законопроект о КИКах не будет работать без обмена информацией с офшорами, говорили налоговые консультанты. Кажется, что если закопаться глубже, то не найдут, подтверждает сотрудник крупной компании с иностранными активами, надеются, что если сообщить о небольшом бизнесе за рубежом, с которого выплачивают налоги, то и не станут искать пассивную прибыль в офшоре. Но теперь компания может попасть в поле зрения налоговиков, предупреждает партнер KPMG Анна Воронкова, – если у нее есть контракт с контролируемым лицом или она является акционером российской компании. Тогда налоговые органы смогут получить информацию о ней и даже запросить данные, включая структуру ее владения, рассказывает она.

Первые, на кого обратят внимание, – компании, которые не занимаются активной деятельностью и получают только пассивные доходы, говорит Кузнецова. Трасты тоже попадут под действие стандартов, продолжает она. Налоговые органы получат доступ и к информации о физлицах – фактических бенефициарах компании, если счет открыт на нее, объясняет он. С такой информацией можно будет, например, проверить, обоснованно ли применяются пониженные ставки из соглашений об избежании двойного налогообложения, отмечает чиновник. Клиенты уже серьезно задумываются про 2018 г., отмечает партнер PwC Екатерина Лазорина. Можно найти непрозрачную юрисдикцию, но это временное решение, предупреждает она: бизнес там слишком дорог, а информация по всему миру становится все более открытой.