Денег на планы Путина не хватает
Дорог не начнут строить вдвое больше, считают экспертыМы далеко не дотягиваем до тех объемов, которые необходимы для удвоения строительства», – признал гендиректор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами Игорь Старыгин (по «Интерфаксу»). В 2016 г. будет построено не более 1900 км новых дорог, сказал он.
В конце 2012 г. Путин поручил построить и реконструировать за 2013–2022 гг. вдвое больше дорог, чем в предыдущем десятилетии. Это был политический лозунг, но полезный для отрасли, замечает директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. Более 10% населения из-за отсутствия дорог с твердым покрытием весной и осенью отрезаны, говорилось в Транспортной стратегии до 2030 г. К 46 600 населенным пунктам нет асфальтированных дорог. 27% дорог загружено выше нормы.
Как подсчитывал после заявления Путина Минтранс, чтобы удвоить темпы, нужно в среднем в год строить по 780 км федеральных магистралей против 320–350 км в предыдущем десятилетии и 2940 км региональных – против 1000–1600 км.
О рисках невыполнения поручения заговорили в 2014 г. Регионам не хватает денег, предупреждал Минтранс. В правительстве хотели изменить систему учета протяженности мостов, эстакад, развязок и др. Расходы на их строительство высоки, а прирост километража минимален, сетовал чиновник. Но корректировать методику не стали.
Выполнить поручение удастся только при ежегодном наращивании темпов не менее чем на 25%, считает Старыгин. Есть лозунги, а есть бюджетная реальность, удвоение вряд ли состоится без всплеска финансирования, говорит Блинкин. Темпы зависят и от состояния строительной отрасли, добавляет партнер KPMG Алексей Назаров. Рост госрасходов ограничен, что увеличивает давление на строительные компании, столкнувшиеся с ростом себестоимости, перечисляет он: это может привести к росту банкротств и встанет вопрос, кто будет работать.