Традиционные юрфирмы уступают рынок новым игрокам
Это альтернативные фирмы с большим штатом фрилансеров и новыми технологиямиПрошлый год оказался не слишком удачным для юридического рынка. Даже самые успешные фирмы не смогли добиться результатов 2014 г., констатирует руководитель отдела консультационных услуг Citibank Гретта Рузанова. 2014 год был скорее отклонением от нормы, признает управляющий партнер Hodgart Ltd Алан Ходгарт: сейчас рынок ближе к показателям кризисных 2008–2009 гг., да так с ними и останется (цитата по AmLawyer).
Новая реальность
Выручка 100 крупнейших мировых компаний в 2015 г. выросла всего на 4,5% до $92,7 млрд, свидетельствует рейтинг Global 100, составленный The American Lawyer (AmLawyer). Результат почти вдвое хуже, чем годом раньше (рост на 8,2%), и выглядит более чем скромно на фоне докризисных показателей: с 2004 по 2007 г. выручка увеличилась на 37,5%, подсчитал Thomson Reuters. Производительность фирм (выручка на юриста), по оценкам его аналитиков, тоже почти стагнировала – рост в 2015 г. на 1,3% до $830 000.
Это «новая реальность» юридического рынка, предупреждают аналитики Thomson Reuters. Со II квартала 2015 г. спрос на юридические услуги сокращался на 0,2% в квартал, пишут они в исследовании, – такой спад наблюдается впервые с 2008 г. (см. график). Спрос на услуги 15 самых прибыльных американских юрфирм в 2015 г. упал в среднем на 0,4%, оценили эксперты Citi Private Bank: почти по всем практикам, кроме сектора недвижимости и корпоративного права.
Бизнес учится обходиться без внешних консультантов. 42% правовых департаментов планируют в ближайший год увеличить число сотрудников, 29% – будут реже обращаться к консультантам, показал опрос Altman Weil. Стандартизация услуг позволила снизить расходы на юристов 47% участникам опроса. Расходы на услуги юрфирм в 2015 г. были на 3,7% ниже (на $6,4 млрд), чем в 2007 г. Это прочно укрепившийся тренд с 2008 г., отмечает партнер Simpson Thacher & Bartlett LLP Алан Кляйн (цитата по AmLawyer).
Юрфирмы вынуждены продолжить сокращать расходы – на 4% в 2015 г. (в среднем ежегодно на 3%), пишет Thomson Reuters. По опросам Altman Weil, 35% международных фирм сокращают юристов и административный персонал, а 19% переводят сотрудников на неполный рабочий день.
Тарифы международных юрфирм замедляют рост – за 2015 г. их услуги подорожали на 2,7%, подсчитали в Thomson Reuters. В докризисные времена ставки росли куда быстрее – в течение 10 лет они повышались ежегодно на 6%. Сейчас большая часть работ выполняется за фиксированную плату, а не с почасовой ставкой, говорит юрист DLA Piper Джон Алторелли (цитата по WSJ). Хотя бренд позволяет взвинтить расценки до невиданных ранее ставок (см. врез).
Новые конкуренты
Но поведение клиентов – не единственный вызов. Ежегодно юрфирмы теряют долю на юридическом рынке – их теснят альтернативные компании, пишет Thomson Reuters. 16% крупных клиентов в 2015 г. увеличили траты на внешних юристов – но контракты достались не юрфирмам, а альтернативным компаниям, показал опрос Altman Weil (при этом 51% сократили расходы на юридических консультантов). В среднем на них пришлось 6,1% всех расходов на внешних юристов (на 2,2 п. п. больше, чем в 2012 г.).
Что еще мешает
Частично сокращение выручки юрфирмы объясняют тем, что основные сделки пришлись на конец 2015 г. «Доходы фирмы в 2015 г. выросли на 2,6%, но мы просто не успели учесть в отчетности все деньги», – говорит управляющий партнер Davis Polk & Wardwell’s Томас Рид (цитата по AmLawyer). «У нас был большой рост сделок в конце года, но часть из них не была учтена в годовой отчетности», – отмечает Вайль Барий из Gotshal & Manges. На выручке отдельных фирм сказались проблемы развивающихся рынков и курсовые разницы. Об этом Amlawyer рассказали представители Shearman & Sterlin, Cleary Gottlieb Steen & Hamilton, Milbank, Tweed, Hadley & McCloy, Willkie Farr & Gallagher. «Если бы не потрясения на развивающихся рынках, валютные колебания и ослабление евро, мы бы имели очень хороший год», – говорит старший партнер юрфирмы Shearman & Sterling Крейтон Кондов (рост выручки за 2015 г. составил 1,8%).
За 2015 г. только в США было зарегистрировано 258 таких фирм. Это компании, собирающие команду юристов на отдельные проекты; совмещающие юридические и бизнес-консультации; объединяющие фрилансеров, которые оказывают юридические услуги из дома. Выросло число инновационных компаний, которые предлагают клиентам новые технологические решения стандартных задач (см. статью на с. В6).
Клиентов привлекают цена и качество услуг, объясняют аналитики Citi Private Bank. За меньшие деньги такие фирмы могут подготовить документы, сопровождать судебные споры и сделки на сумму от $100 000 до $200 000, пишет Thomson Reuters. Часть таких фирм сосредоточивается только на одном направлении – комплаенс, коммерческие договоры, юридическая экспертиза. Но спектр практик расширяется, замечают аналитики Citibank.
В основном это небольшие фирмы, но есть уже и крупные игроки, например Axiom Law – с 14 офисами по всему миру и 1200 сотрудниками. Bliss Lawyers объединяет около 10 000 юристов, оказывающих услуги из дома. В Китае 4% клиентов прибегают к услугают таких фирм, 6% – в Германии, 20% – в Великобритании и 30% – в США, подсчитали аналитики Center for WorkLife Law.
Старые проблемы
Рост конкуренции, появление более дешевых консультантов и сокращение спроса – таковы перспективы рынка, предупреждают эксперты Citi Private Bank. Thomson Reuters ждет в 2016 г. слабого роста спроса только на отдельные практики – корпоративные и судебные и не больше 1%. Продолжит сокращаться число дел, связанных с банкротством, – на 3% меньше, чем в 2014 г. Число сделок M&A незначительно вырастет, прогнозируют аналитики Citi Private Bank.
Рынок становится более динамичным и конкурентным, в перспективе новые формы услуг могут полностью изменить его развитие, считают аналитики Thomson Reuters. Единственный выход для традиционных юрфирм – менять стратегии и бизнес-модели, предупреждают они. К переменам готовы 76% руководителей юрфирм, показал опрос Altman Weil. В 2015 г. они анализировали предпочтения клиентов, чтобы разработать для каждого индивидуальную политику, привлекали административный персонал к проектам, чтобы снизить стоимость, внедряли технологии, благодаря которым клиент сам может заполнить и подготовить для себя простые документы. По опросу Citi, в ближайшие пять лет 56% юрфирм планируют сократить число «дорогостоящих юристов», заменить их советниками и старшими юристами. А работу, которую традиционно выполняли младшие юристы, могут выполнять и внештатные сотрудники, считает управляющий партнер Davis Polk & Wardwell’s Томас Рид (цитата по AmLawyer).
Но пытаясь приспособиться к новой реальности, руководители ведущих юрфирм могут столкнуться с противостоянием партнеров, пишут аналитики Thomson Reuters. Особенно актуальна эта проблема для компаний с большим числом офисов по всему миру: чем больше становится фирма, тем сложнее ей менять стратегию. «Какой смысл менять модель, если все наши офисы работали так всегда, а бизнес продолжает приносить деньги», – приводят они мнение одного из партнеров американской юрфирмы. В опросе Altman Weil 28% руководителей юрфирм признали, что не могут убедить своих партнеров в необходимости перемен и в основном это крупные фирмы с международной сетью офисов.
Юристам стоит изучать историю других рынков, советуют аналитики Thomson Reuters. В 1988 г. в компании Kodak работало более 145 000 сотрудников, а выручка достигала $2,5 млрд, вспоминают они. Никто не мог и подумать, что стратегия продажи дешевых камер и дорогой пленки себя не оправдает, учитывая, что Kodak доминировала на рынке. «Партнеры компании были уверены, что никто никогда не захочет делать и хранить фото в цифровом виде», – вспоминает бывший инженер Kodak, создатель первого цифрового фотоаппарата Стивен Сассон (цитата по Reuters). В 2012 г. компания была вынуждена продать пакет патентов, которые делали Kodak уникальным игроком, чтобы выйти из процедуры банкротства и полностью выплатить долги. Ведущие и наиболее успешные фирмы часто недооценивают или не воспринимают происходящие изменения, пишут аналитики Thomson Reuters, но история кончины Kodak должна быть важным предостережением для тех, кто недооценивает новых конкурентов.