ЦБ предупреждает о «вечной стагнации» без реформ
Правительство заявляет, что форсированные реформы только навредят людямПотенциал темпов экономического роста резко снизился – этим Россия напоминает СССР начала 1970-х, сравнила Юдаева, выступая на Апрельской конференции Высшей школы экономики (ВШЭ). Экономика в ситуации почти полной занятости – а значит, рост возможен только за счет инвестиций, направленных на повышение производительности труда. Для этого нужна конкуренция – должны уходить с рынка неэффективные предприятия и появляться новые высокопроизводительные рабочие места. Но пока новые места создаются только в неформальном секторе, не отличающемся высокой производительностью. Диверсификация экспорта тоже требует инвестиций.
Если не проводить реформы, Россия обречена на консервацию экономической структуры и «вечную стагнацию», предупредила Юдаева: «Если не будет проводиться целенаправленная структурная политика, создающая возможности и стимулы для повышения производительности труда, диверсификации экономики, темпы роста все равно останутся низкими». Минфин в инерционном сценарии до 2030 г. обещал России 15 лет застоя без реформ и роста цен на нефть – рост на 1–1,3% в год.
Дорогая нефть не разгонит экономику, уверены в ЦБ. «Какие бы цены на нефть ни были, хоть опять $100 за баррель, мы не сможем расти больше 1,5–2%» без структурных реформ и улучшения инвестиционного климата, говорила на прошлой неделе председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Нужно снижать административные барьеры, сдерживать рост тарифов естественных монополий, обеспечить предсказуемую фискальную нагрузку, защиту прав инвесторов, развивать рынки капитала, указала она.
У России есть прекрасный шанс заложить основы для уверенного роста в долгосрочной перспективе, уверены экономисты Всемирного банка (ВБ). Обесценение рубля дало возможность трансформировать структуру экспорта, но этого недостаточно, чтобы повысить его качество и привлечь инвесторов, говорилось в докладе ВБ по российской экономике. Власти должны законодательно закрепить проведение структурных реформ, чтобы упростить перераспределение капитала и труда, создать равные условия для всех частных инвесторов. Роль госсектора нужно сместить в сторону формирования высокоэффективных регулятивных институтов, повышать конкуренцию и устранять возможности для коррупции.
Предотвратить стагнацию можно, только укрепляя рыночные механизмы, пишет в докладе для конференции ВШЭ руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: сокращать участие государства в экономике, проводить энергичные структурные реформы. Структурный маневр по перераспределению прибыли в пользу бизнеса за счет снижения реальных зарплат – это шанс, но вопрос в цене таких реформ – она неприемлема, убежден зампред Внешэкономбанка Андрей Клепач. Правительство понимает, что «стране нужны глубокие структурные реформы», заявил вчера в Госдуме премьер Дмитрий Медведев. Но он уверен, что «любые форсированные преобразования усилили бы и продлили кризисные явления еще на несколько лет». «Поэтому хочу сказать: реформы за счет людей мы проводить не будем», – пообещал Медведев.