Офшорный финансовый сектор переживает бум
Но тень легла даже на не причастные к утечке панамских документов компанииСША, Великобритания и другие развитые страны в последние годы активно боролись с уклонением от налогов и финансовой тайной, но офшорный финансовый сектор процветал. Отток частного капитала в офшорные центры в 2014 г. вырос на 7% до $11 трлн – и во многом за счет денег из Азии и с Ближнего Востока, подсчитали аналитики Boston Consulting Group. По данным Экономической комиссии ООН для Африки, страны континента ежегодно теряют более $50 млрд из-за «незаконного» оттока капитала. В 2014 г. министерство юстиции США обнаружило $480 млн «доходов от коррупции», спрятанных на банковских счетах бывшего нигерийского диктатора Сани Абачи. Причем $303 млн хранилось на двух банковских счетах на о. Джерси.
В октябре 2015 г. крупнейший в мире фонд прямых инвестиций Blackstone вывел на биржу принадлежавшую ему нидерландскую Intertrust, которая во время IPO была оценена в 1,32 млрд евро. Intertrust – одна из крупнейших фирм по созданию компаний, инвестфондов и трастов по всему миру, в том числе в Люксембурге, на о. Гернси и Каймановых островах. В 2015 г. выручка Intertrust выросла на 17% до 345 млн евро.
IPO Intertrust ознаменовало новую эпоху многомиллиардной отрасли, в которой долго доминировали локальные юридические фирмы и посредники. Но утечка документов из панамской юридической фирмы Mossack Fonseca бросает тень на Intertrust и ее конкурентов. Котировки акций Intertrust снизились на 6% на этой неделе, после публикации итогов расследования Международного консорциума журналистов-расследователей. 48,7% акций компаний по-прежнему принадлежит Blackstone, у нее нет офиса в Панаме и нет соглашения о сотрудничестве с Mossack Fonseca, заявила Intertrust. «У нас очень строгие процессы и процедуры приема клиентов. Мы дорожим нашей репутацией», – говорится в ее заявлении. Blackstone от комментариев отказался.
По оценкам Intertrust, общий размер глобального рынка трастовых и корпоративных услуг составлял 5,6 млрд евро в 2014 г. Число компаний, зарегистрированных в семи крупнейших офшорных зонах, включая Британские Виргинские острова и британский остров Джерси, с 2009 по конец 2014 г. выросло на 7% до 672 500 и продолжает расти, по данным юридической фирмы Appleby Group.
Пока не ясно, как утечка из Mossack Fonseca повлияет в долгосрочной перспективе на офшорный финансовый сектор. Правительства уже пытаются уменьшить операции транснациональных корпораций в офшорах. Если они предпримут дальнейшие шаги в этом направлении, то выручка компаний этого сектора снизится.
В последние годы они уже сталкивались с проблемами из-за скандалов. Например, Citco Group в 2015 г. согласилась заплатить $125 млн, чтобы урегулировать конфликт с инвесторами, потерявшими миллиарды долларов в фондах Бернарда Мэдоффа, которые она обслуживала. Citco от комментариев отказалась. «Мы ожидаем, что панамские документы еще долго будут фигурировать в газетных заголовках, – отмечает аналитик ABN Amro Group Конрад Зомер. – Даже трастовые компании, которые не причастны [к скандалу], не могут избежать негативной огласки».
Перевел Алексей Невельский