Крыму нужно больше времени для перехода на систему госзакупок, считают депутаты
Поставщики оказались не готовы, говорят экспертыЗаконопроект, предлагающий вывести Крым и Севастополь из-под действия закона о госзакупках и установить переходный период до 2017 г., внесен в Госдуму депутатами Анатолием Аксаковым («Справедливая Россия») и Глебом Хором («Единая Россия»). Проект разработан по обращению региональных властей, говорит Аксаков как председатель комитета по экономической политике, обещая рассмотреть законопроект в приоритетном порядке: «Может быть, он будет принят в течение недели».
Минэкономразвития концептуально поддерживает продление переходного периода, однако вопрос нужно обсудить, сказал его представитель.
Советник директора Института госзакупок Анна Ермакова делит госзаказчиков Крыма на тех, кто тратит федеральный либо региональный бюджет: первые должны применять закон, как только попали под юрисдикцию России, отсрочка до 2016 г. действовала для вторых. Всего в 2015 г. Крым провел 190 закупок на 2,8 млрд руб., по данным комитета конкурентной политики Крыма. По сравнению с IV кварталом 2015 г. в I квартале 2016 г. закупки Крыма выросли на порядок, говорит гендиректор Единой электронной торговой площадки Антон Емельянов. В 2016 г. заказ составит примерно 25 млрд руб., прогнозирует Минэкономразвития. Госзаказ России в 2015 г. – 5,4 трлн руб.
Технологических ограничений для работы заказчиков из Крыма нет, уверяет замруководителя Федерального казначейства Сергей Гуральников.
Вряд ли отсрочка – следствие нежелания бороться с коррупцией, говорит первый проректор ВШЭ Александр Шамрин. Крымским заказчикам было трудно разобраться в бюрократических процедурах, говорит директор Балтийского тендерного центра Виктор Дон. Отсрочка нужна не заказчикам, а поставщикам, чтобы пройти регистрацию на электронных торговых площадках, разобраться в подготовке заявок, считает Ермакова. Более опытные заказчики из других регионов приходят на конкурсы и теснят крымских поставщиков, замечает Дон.
Заказчики Крыма уже научились обходить закон о контрактной системе, чаще всего они создают автономные некоммерческие организации и передают им субсидии, рассказывает один из участников рынка.
Срок переходного периода зависит от лоббистских ресурсов – пролоббировать плавный переход, например, к запрету заместительной метадоновой терапии было некому, рассуждает политолог Алексей Макаркин.