Промпроизводство выросло впервые с января 2015 года

Успех объясняется лишним днем в феврале, но это может быть и дно, говорят экономисты
Промышленное производство выросло впервые с января 2015 г.
Промышленное производство выросло впервые с января 2015 г. / Е. Разумный / Ведомости

Промышленное производство в феврале выросло на 1% по сравнению с тем же месяцем 2015 г., после снижения на 2,7% в январе, сообщил Росстат. Результат оказался лучше консенсус-прогноза аналитиков, опрошенных «Интерфаксом», – снижение на 1,6%. Это первый рост промышленности в годовом выражении с января 2015 г. (см. график). По сравнению с январем рост со снятой сезонностью – 0,1% после роста на 0,9% в январе.

Сказался високосный год, говорит экономист Альфа-банка Наталия Орлова, февраль – короткий месяц и дополнительный день имеет большой вес. Обрабатывающий сектор замедлил спад с январских 5,6 до 1%.

Добыча полезных ископаемых выросла на 5,8%. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды осталось на том же уровне. Февраль был рекордно теплым, объясняет замруководителя ЦМАКПа Владимир Сальников.

Ни о каком позитиве говорить нельзя, считает Сальников. Календарный фактор вносит не менее 3,5 п. п. в итоги месяца, т. е. индекс промышленного производства на самом деле не вырос на 1%, а сократился на 2,5%, подсчитал он. Кроме того, нужно учитывать эффект низкой базы, в прошлом году в феврале был спад производства и даже неизменность индекса означает легкое снижение, говорит Сальников. Производство не может устойчиво расти, если оно не подкреплено инвестициями, а их рост без доступного по цене и качеству оборудования невозможен, замечает замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов.

Индекс предпринимательской уверенности, рассчитываемый Центром конъюнктурных исследований ВШЭ, снизился в промышленности на 1 п. п. в феврале до -5%. Угнетает неопределенность, признал 51% опрошенных. Многим госпредприятиям не ясно, какие отрасли подвергнутся финансовому секвестру, а какие, наоборот, получат бонусы от антикризисной программы правительства, говорится в обзоре.

Индекс промышленного оптимизма, рассчитываемый Институтом Гайдара, в феврале был на минимуме, зато за первую половину марта вырос на 5 пунктов. Компании лучше оценивают спрос, доля нормальных оценок продаж выросла до 47% с 40% в январе 2016 г., растут планы выпуска. Промышленность, похоже, готова отреагировать на усилия властей по оживлению экономического роста, заключает заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. Но вероятно, что пересмотр планов вызван наметившимся укреплением курса рубля из-за роста цен на нефть, говорится в мониторинге.

С большой вероятностью можно говорить, что это дно, считает Орлова. Не исключено, что промышленность около дна, соглашается Сальников, особенно если надеяться, что цены на нефть останутся стабильными.

Промышленное производство выросло впервые с января 2015 г.