Минэкономразвития: В январе спад экономики возобновился
Россия пошла на второй год рецессииПо оценке министерства, в январе темпы спада экономики замедлились до 2,5% после 3,5% в декабре (к тем же месяцам предыдущего года). Замедление произошло благодаря влиянию сравнительной базы. Спад начался как раз в январе 2015 г., составив 1,7% и продолжил углубляться, тогда как в декабре 2014 г. экономика еще росла.
Данные, очищенные от влияния базы, показали, что в сравнении с декабрем экономика в первый месяц 2016 г. снова сократилась – на 0,1%, после нулевых темпов в декабре, посчитало Минэкономразвития. Ранее министр Алексей Улюкаев допускал такой результат, назвав его «сюрплясом» – «неуверенным балансированием экономики на месте, как велосипедисты перед стартом». Динамика за январь может быть нулевой или плюс-минус 0,1%, сообщал министр: «Это и есть тот самый сюрпляс, который с июля у нас идет». Если в течение всего года ежемесячный сюрпляс будет точно таким же, как в январе, то простая экстраполяция дает по итогам 2016 г. спад на 1,2% после спада на 3,7% в 2015 г.
Спад в январе усилился за счет строительства и грузооборота; в целом выпуск базовых отраслей (без оптовой торговли), снизившись в январе на 0,4%, находится чуть выше локального минимума текущего кризиса (низшая точка пришлась на май 2015 г.) и примерно на уровне мая 2008 г., т. е. 7,5-летней давности, посчитал Николай Кондрашов из Центра развития ВШЭ (ЦР).
Потребительский спрос в январе немного повысился, однако это несопоставимо с масштабом предыдущего падения, поэтому говорить о каком-то улучшении не приходится, считает Кондрашов: «Особенно если учесть, что после недавнего ослабления рубля повышенный инфляционный фон сохранится минимум до апреля». Минэкономразвития надеется на лучшее: спад реальных зарплат в январе – 6,1%, это минимум за последние 14 месяцев, что может быть признаком постепенного разворота, пишет ведомство в мониторинге. Торможение спада зарплат произошло также на фоне сравнительной базы – начало их обвала пришлось как раз на январь 2015 г. Из-за девальвации и резкого замедления номинального роста зарплата в России в долларовом выражении стала ниже, чем в Китае или Венгрии, сравнили в ЦР. Но вряд ли это поможет конкурентоспособности российского экспорта, так как его основа – нефть и газ, пишут эксперты Standard & Poor’s.
В сложившейся ситуации единственным ограничителем экономического спада служит сокращение импорта, констатирует Standard & Poor’s, недавно поменявшее прогноз по российской экономике на 2016 г. с 0,3% роста на 1,3% спада. Обновленный в середине февраля консенсус-прогноз ЦР показал резкое ухудшение ожиданий экспертов: три месяца назад 13 из 29 участников надеялись на восстановление роста экономики в 2016 г., теперь – 1 из 31. Консенсус-прогноз на 2016 г. снизился с минус 0,1% – фактически это стагнация – до минус 1,5%, т. е. до умеренного спада, фиксирует Сергей Смирнов из ЦР в мониторинге. По оценкам самого ЦР, при сохранении цены нефти на уровне $35/барр., тенденций к внешней изоляции и административному подавлению экономической активности рецессия в российской экономике может затянуться до 2018–2019 гг.
Минэкономразвития официально еще не пересмотрело свой прогноз, предполагавший рост экономики в 2016 г. на 0,7% при нефти $50/барр.; последний вариант прогноза с нефтью по $40/барр. предполагает спад экономики на 0,8%. ЦБ прогнозирует спад ВВП в 2016 г. на 1–3% в зависимости от сценариев, сообщила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Это предварительный прогноз, уточнила она; его обновление ожидается в марте.