Россия подала иск к Украине: шансов выиграть много, получить деньги – мало

Придется арестовывать имущество государства-должника
Москва разберется с украинским долгом в Лондоне
Москва разберется с украинским долгом в Лондоне / ODD ANDERSEN / AFP

Россия подала в среду иск о взыскании долга с Украины в Высокий суд Лондона, сообщил министр финансов Антон Силуанов. «Переговоры в духе «доброй воли» <...> не сложились, единственное решение вопроса – обращение в суд», – объяснил он (цитата по «Интерфаксу»). Представлять интересы России в Лондоне будет юрфирма Cleary Gottlieb Steen & Hamilton, говорится в сообщении на сайте Минфина. Россия требует погасить облигации на $3 млрд, выплатить купон на $75 млн, проценты, начисленные с 20 декабря 2015 г., а также компенсировать судебные расходы. В минфине Украины еще не видели текст иска, сказал «Ведомостям» представитель министерства. Представитель Cleary Gottlieb Steen & Hamilton отказался от комментариев, подтвердив, что компания представляет интересы России в суде.

По условиям выпуска Россия могла подать на Украину иск в английский национальный суд или начать арбитражный процесс в Лондонском международном арбитражном суде (LCIA). По правилам LCIA слушания, материалы и даже само решение суда по решению сторон могут быть засекречены. Но выбор был сделан в пользу «открытого и прозрачного процесса в английском суде», объяснил Силуанов. Кроме того, судиться в LCIA гораздо дороже. Административные расходы сторон в Лондонском международном третейском суде могут составлять 14 млн фунтов, следует из статистики и материалов на сайте суда.

Украина в долгах

По оценкам Минфина, в 2016 г. выплаты по госдолгу составят $5,6 млрд, из них $572,6 млн – по внешнему долгу и $933,6 млн – по его обслуживанию. Больше всего приходится на выплаты по еврооблигациям, выпущенным во время реструктуризации долга, – $954,3 млн и по кредитам МВФ – около $161 000 (расчеты по курсу гривны, заложенному в бюджет 2016 г.).

Шансы России выиграть суд близки к 100%, говорит юрист, консультирующий минфин Украины по другим судебным разбирательствам: не было прецедентов, когда суд не встал бы на сторону официального кредитора. Но Киев сможет выдвинуть встречные требования, считает другой консультант украинского правительства, – например, из-за присоединения к России Крыма. Украина – заемщик и у нее нет никаких прав на встречные требования, рассуждает один из консультантов, но получить деньги может оказаться сложнее, чем выиграть суд. Решение будет вынесено в отношении Украины как государства, а значит, России придется добиться ареста украинской госсобственности, свободной от иммунитета. Но ЮКОСу же удается арестовывать имущество России, замечает российский чиновник.

Украина должна была погасить долг в $3 млрд в декабре 2015 г., но допустила дефолт. Киев настаивал на реструктуризации российского долга на общих с частными кредиторами условиях. В августе они согласились списать 20% основной суммы долга, а также продлить срок погашения бумаг на четыре года – выплаты остальных $15,5 млрд начнутся с 2019 г. Вместо 14 выпусков еврооблигаций и трех гарантированных государством кредитов со средневзвешенной купонной ставкой 7,22% годовых будет девять примерно равных новых выпусков еврооблигаций со ставкой 7,75%. Кроме того, кредиторы получат новые бумаги, купон по ним будет выплачиваться с 2021-го по 2040 г. и будет зависеть от состояния экономики Украины. Если рост ВВП после 2021 г. превысит 3%, Украина будет перечислять кредиторам до 15% стоимости этого дополнительного роста, если 4% – до 40%. Условия начнут действовать, если ВВП вырастет в 1,5 раза и достигнет $125,4 млрд – это текущий прогноз МВФ на 2019 г.

Россия предлагала свой вариант реструктуризации – отказаться от денег в 2015 г., а в 2016–2018 гг. получать по $1 млрд. Но в начале февраля Минфин получил новые предложения Украины о реструктуризации долга, рассказывает чиновник финансово-экономического блока, – условия по ним были хуже тех, на которые согласились частные кредиторы. Кроме того, Минфин не пойдет на списание части долга, а брать бумаги, купон по которым зависит от состояния экономики Украины, нельзя – из-за отсутствия официальной статистики по отдельным ее регионам, продолжает он.