Экономисты и полицейские призывают отказаться от крупных банкнот
Они видят в этом способ борьбы с преступностью и повышения эффективности денежной политики центробанковБывший министр финансов США Лоуренс Саммерс в колонке в The Washington Post предложил ввести глобальный запрет на эмиссию новых банкнот номиналом $100 (или даже $50), поскольку они часто используются в преступных целях. При этом Саммерс сослался на исследование возглавляемого им научного центра Гарвардской школы Кеннеди, которое выполнил бывший гендиректор банка Standard Chartered Питер Сэндс. В исследовании приводятся аргументы в пользу отказа от выпуска банкнот крупного номинала, таких как 500 евро и $100, или даже полного их изъятия из обращения.
Любимая купюра гангстеров
Более 90% банкнот номиналом 500 евро на территории Великобритании использовались гангстерами, сообщало в 2010 г. британское Агентство по борьбе с организованной преступностью. В прошлогоднем докладе Европола сказано, что преступники предпочитают банкноты номиналом 500 евро для хранения доходов от незаконной деятельности. Так, 1 млн евро купюрами по 500 евро весит около 2 кг и помещается в небольшой сумке для ноутбука, а купюрами по 50 евро — весит около 20 кг и требует уже чемодана.
В частности, по оценкам авторов исследования, наличие в обращении крупных банкнот облегчает совершение финансовых преступлений: уход от налогов с их помощью в мире в зависимости от страны варьируется в пределах 6-70%, денежные потоки от финансовых преступлений ежегодно превышают $2 трлн, а коррупционные – $1 трлн. «В определенных кругах» банкнота в 500 евро теперь известна под названием «Бен Ладен», указывает Саммерс.
О возможном отказе от банкнот в 500 евро по аналогичным причинам заявил на этой неделе и президент ЕЦБ Марио Драги; по его словам, в банке «рассматривают такой шаг». Но вывод крупных купюр из обращения также может быть выгоден некоторым центробанкам, ведь, как считают некоторые эксперты, сбережения «под матрацем» в крупных купюрах снижают эффективность проводимой ими денежно-кредитной политики.
ЕЦБ, Национальный банк Швейцарии и ряд других центробанков ввели отрицательные процентные ставки, пытаясь стимулировать кредитование, экономический рост и инфляцию. В таких условиях людям выгоднее хранить деньги в виде наличных, а не в банке. Поэтому банки в Швейцарии и других странах не спешат вводить отрицательные ставки по депозитам, опасаясь оттока вкладов, что снижает эффективность отрицательных ставок центробанков. Некоторые экономисты утверждают, что хранить сбережения в мелких купюрах людям будет неудобно и это может способствовать возвращению денег в банковскую систему, пишет The Wall Street Journal.
Кроме того, если в результате вывода из обращения крупных купюр сократится общий объем наличности, в нынешней ситуации это может благоприятно отразиться на финансовом положении самих центробанков. Если финансовой организации нужны банкноты, она приобретает их у центробанка в обмен на процентные ценные бумаги. Доход центробанка по ним называется сеньораж. Но из-за снижения процентных ставок сеньораж, например, ЕЦБ снизился с более чем 2 млрд евро в 2008 г. до 126 млн евро в 2014 г., а при отрицательных ставках может и вовсе превратиться в убыток. Поэтому чем меньше ЕЦБ предоставит наличных под бумаги с отрицательными ставками, тем меньше он потеряет.
Идея отказа от банкнот в 500 евро не нравится Германии. Президент Бундесбанка Йенс Вайдман в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung скептически высказался о том, что это поможет в борьбе с преступностью: «Ведется много разговоров о том, что крупные банкноты используются для подобного рода деятельности. Но неужели вы на самом деле думаете, что такие преступления можно остановить путем отказа от банкноты номиналом 500 евро?»
Также многие немцы, пережив две диктатуры в ХХ в., очень оберегают свою частную жизнь и психологически не готовы давать возможность правительству или третьим лицам следить за ними. «В цифровом мире только наличность может защитить людей от неограниченной слежки. Поэтому наличные – это не только деньги, но одновременно и частное благосостояние, и истинная свобода», – говорится в редакционной статье Frankfurter Allgemeine Zeitung.
До появления евро в Германии была банкнота номиналом 1000 марок, что примерно эквивалентно нынешним 500 евро. Газета Bild запустила кампанию по написанию писем министру финансов Вольфгангу Шойбле с требованием отказаться от планов ввести в стране ограничения на размер платежей наличными и изъять купюры в 500 евро. На прошлой неделе Bild получила от читателей более 10 000 писем.
Среди 10 ведущих развитых стран банкнота большего номинала есть только у Швейцарии – 1000 франков ($1007 или 904 евро). В Великобритании самый большой номинал купюры – 50 фунтов ($72 или 64 евро).
Идея вывода из обращения крупных купюр не нова, отмечает WSJ. Например, в 1986 г. мэр Нью-Йорка Эдвард Кох уже призывал президента Рональда Рейгана отказаться от банкнот номиналом $100, чтобы бороться с наркоторговлей. В 1969 г. в США прекратили печатать крупные купюры – $500, $1000, $5000 и $10 000; они не были выведены из обращения, но теперь находятся у коллекционеров и часто стоят дороже номинала. Кроме того, вывести из обращения банкноты в $100 было бы сложно практически, поскольку на конец 2015 г. по всему миру насчитывалось 10,8 млрд таких купюр, что эквивалентно $1,08 трлн.