От снижения цен на нефть выиграли страны Восточной Европы
Благодаря потребительскому буму рост их ВВП достиг максимума с кризисного 2008 годаНынешние проблемы мировой экономики во многом связаны с тем, что обвал цен на нефть не привел к ускорению роста ВВП и потребления в импортирующих ее странах. Однако один регион стал исключением: экономики шести восточноевропейских стран – членов Евросоюза (Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии) благодаря снижению цен на нефть и потребительскому буму выросли в среднем в IV квартале 2015 г. почти на 4%. Это самые быстрые темпы с 2008 г.
По первым оценкам, самыми низкими они оказались у Болгарии – 3,1% в годовом выражении, а самыми высокими у Словакии – 4,2%. Это неплохие результаты, учитывая, что регион находится между еврозоной, испытывающей экономические проблемы, и Россией и Украиной, переживающими рецессию. «Я изучаю этот регион 15 лет и еще никогда не видел роста на уровне 3-4% при отсутствии инфляции», – говорит Маркус Сведберг, главный экономист управляющей компании East Capital, отмечая тот факт, что инфляция в этих странах ниже 1%. Также он добавил, что долговая нагрузка в регионе снизилась за последние пять лет.
Уильям Джексон из Capital Economics указывает на стечение благоприятных факторов: «С 2013 г. денежная политика стала более гибкой и ситуация на рынках труда начала улучшаться. Появились признаки стабилизации банковского сектора, увеличилось кредитование».
Но наиболее сильное воздействие на экономику, вероятно, оказало падение цен на нефть со $115 в 2014 г. до $30 за баррель. Все шесть стран – это нетто-импортеры энергоресурсов. Так, в 2014 г. в Венгрии и Болгарии их чистый импорт достигал 6% ВВП, хотя в Румынии был около 1,5%. Кроме того, доля энергоресурсов в индексах потребительских цен восточноевропейских стран обычно составляет 12-20%. Это значительно выше, чем во многих государствах Азии и Латинской Америки, и свидетельствует о весьма значительной доли топлива в совокупных расходах. В результате падения цен на нефть чистые ежегодные затраты стран Восточной Европы на импорт энергоресурсов снизились с более чем $9 млрд в 2012 г. до примерно $5 млрд в 2015 г., по расчетам Capital Economics. При дальнейшем удешевлении нефти этот показатель может сократиться до $4 млрд в этом году.
Снижение цен на бензин способствовало падению темпов инфляции в этих странах (в Польше, Румынии и Словакии ее значение стало отрицательным), благодаря чему выросла покупательная способность населения. Исследование Capital Economics выявило, что реальные располагаемые доходы домохозяйств в Чехии, Польше и Румынии сейчас увеличиваются более чем на 4% в год. Поэтому потребительские расходы в этих странах уверенно растут на 3,5% в год, и при этом людям удается увеличивать сбережения. Это отличается от ситуации в Азии, где потребители ведут себя не так активно, говорит Джексон.
Рецессия в России и медленный экономический рост еврозоны, возможно, не так сильно влияют на страны Восточной Европы, как можно было предположить, отмечает он. По его словам, на долю России приходится лишь 2-5% их экспорта, тогда как наибольшее значение для них имеет экономика Германии, а не всей еврозоны. «На долю [Германии] обычно приходится около 30-50% всего экспорта этих стран. Их промышленность интегрирована в цепочку поставок Германии», - говорит Джексон.
На фоне устойчивости экспорта в последние годы и резкого сокращения затрат на импорт энергоресурсов Венгрии, Словакии и Болгарии удалось превратить дефицит счета текущих операций (у Болгарии он достигал 25% ВВП в 2007 г.) в профицит. Польше и Румынии удалось значительно сократить дефицит.
Но и у этих стран есть риски. Как отмечает Сведберг, главной их проблемой стало отсутствие структурных реформ, необходимых для повышения конкурентоспособности. Кроме того, в некоторых сферах, например в вопросе проведения пенсионных реформ, ситуация ухудшилась. Также Сведберг и Джексон обеспокоены популизмом и риском «нелиберальных реформ» в Венгрии и Польше. Но Джексон уверен, что ВВП стран Восточной Европы может продолжить расти на уровне 3-4% в год. «В краткосрочной перспективе регион должен остаться относительно ярким пятном на фоне других развивающихся стран», – говорит он.
Перевел Алексей Невельский