Из-за проблем с бюджетом Китай и Саудовская Аравия тратят резервы

Но инвесторы сомневаются, хватит ли их надолго
Китай, Саудовская Аравия и другие страны испытывают проблемы с бюджетом из-за замедления мировой и национальной экономики и обвала цен на сырье
Китай, Саудовская Аравия и другие страны испытывают проблемы с бюджетом из-за замедления мировой и национальной экономики и обвала цен на сырье / З. Милявская / Ведомости

Китай, Саудовская Аравия и другие страны испытывают проблемы с бюджетом из-за замедления мировой и национальной экономики и обвала цен на сырье. Наиболее агрессивные инвесторы делают ставки на сильное ослабление их валют и отмену привязки саудовского риала к доллару.

Многие развивающиеся страны накапливали валютные резервы на черный день, говорит валютный стратег Nomura Шарль Сент-Арно. Используя их, они пытаются сократить разрыв между экономическими показателями и курсом валюты. «Все зависит от того, за что бороться, – отмечает Сент-Арно. – ЦБ потратили немало резервов, но влиять на показатели трудно».

Используя резервы, они подрывают доверие участников рынка к экономике страны и ее валюте. Накапливая резервы, страны показывали свою силу и теперь опасаются их использовать, чтобы не подтверждать мнение рынка о своей уязвимости, говорит Усмен Манден из New Sparta Asset Management. Главное в валютных интервенциях, по его мнению, – осторожность: «Использовать резервы нужно без огласки, не позволяя рынку узнать, какой уровень предпочтительный». Китай за последние полтора года израсходовал почти $800 млрд. Резервы Саудовской Аравии в 2015 г. сократились на $100 млрд, и на форвардных рынках трейдеры стали делать ставки на ослабление риала, привязанного к доллару. Саудовской Аравии гораздо важнее сохранять стабильный курс, потому что большинство потребляемых товаров она импортирует, говорит Аруп Чаттерджи из Barclays, Китаю нужно остановить отток капитала. Если валютные резервы Китая продолжат истощаться нынешними «ошеломляющими» темпами, то к концу года мировые резервы могут сократиться до $10 трлн, подсчитал Джордж Саравелос из Deutsche Bank. Это на $4 трлн меньше пикового значения в 2015 г.

ЦБ ввязались в рискованную игру с участниками рынка, но не ясно, как долго они продолжат использовать резервы ради удержания курсов. У Саудовской Аравии «гораздо больше возможностей сохранить привязку», говорит Дэниел Тененгаузер из RBC Capital Markets. Она смогла выдержать прошлые периоды падения цен на нефть, но на этот раз все может оказаться по-другому. Ситуация с саудовским риалом неопределенная, поскольку фундаментальные экономические проблемы страны спровоцируют отток капитала, что бы ни предпринимали власти.

Перевел Алексей Невельский