Низкие процентные ставки уже не способны серьезно поддержать США

Теперь ФРС будет действовать осторожно
Одними из главных жертв снижения процентных ставок стали крупные американские банки
Одними из главных жертв снижения процентных ставок стали крупные американские банки / Е. Разумный / Ведомости

После того как Федеральная резервная система США (ФРС) в декабре подняла до 0,5% ключевую процентную ставку, державшуюся на уровне 0–0,25% с декабря 2008 г., ожидалось, что процентные ставки будут значительно расти впервые со времен финансового кризиса. Но на этой неделе доходность 10-летних казначейских облигаций (служит ориентиром для ставок по ипотеке и корпоративным кредитам) опустилась ниже 1,7%, до самого низкого уровня за год. Это беспокоит инвесторов, поскольку в условиях здоровой экономики стоимость заимствования обычно растет, способствуя увеличению прибыли банков и других финансовых организаций.

В декабре руководители ФРС планировали повысить ставки четыре раза за 2016 г. Пока ФРС допускает любые варианты, но вероятность нового повышения процентных ставок в этом году снижается. Сейчас трейдеры на фьючерсных рынках оценивают вероятность хотя бы одного повышения к концу года ниже 50%. «Последние события усиливают доводы в пользу осторожного выжидания», – заявила WSJ в феврале член совета управляющих ФРС Лаэл Брейнард, указывая на проблемы развивающихся стран и замедление экономического роста в развитых.

Падение фондовых рынков (с начала года индекс Dow Jones Industrial Average опустился более чем на 6%) свидетельствует, что низкие процентные ставки больше не могут принести существенной пользы, отмечают аналитики. Особенно от этого страдают инвесторы, которые не смогли приспособиться к низким ставкам после финансового кризиса (см. врез).

Жалоба инвестора

«[Рынок] такой волатильный, – говорит Кэти Бергер, которая вложила часть своих сбережений в акции. – Извлечь какую-либо прибыль из своих денег или активов сейчас почти невозможно».

Одними из главных жертв снижения процентных ставок стали крупные американские банки, потому что им стало труднее зарабатывать на разнице ставок между выдаваемыми кредитами и принимаемыми депозитами. В свою очередь заемщики должны были выиграть от низких ставок, но есть признаки ужесточения условий кредитования. Например, как следует из опубликованного на прошлой неделе опроса банкиров, проведенного ФРС, условия по корпоративным займам ужесточились в IV квартале 2015 г. и этот тренд может продолжиться в 2016 г.

Обусловленное низкими ставками стимулирование все больше «нивелируется предполагаемым замедлением роста доходов, увеличением неопределенности и возможным ужесточением условий кредитования», говорит экономист Bank of America Merrill Lynch Мишель Мейер.

Низкие ставки должны быть выгодны ипотечным кредиторам и автопроизводителям, которые продали рекордные 17,5 млн автомобилей в США в прошлом году. Джефф Карлсон, владелец трех дилерских центров в Колорадо, связывает высокие продажи с доступностью дешевых кредитов и низкими ценами на топливо. «Автомобили снова доступны потребителям, как и когда-то», – утверждает он.

Но многие аналитики и инвесторы сомневаются, что нынешний темп роста продаж автомобилей сохранится. Поэтому котировки акций General Motors и Ford с начала года снизились более чем на 15%. «Возникает ощущение, будто продажи слишком стремительные, – отмечает Стивен Шакалы, главный экономист Национальной ассоциации автомобильных дилеров (NADA). – Их темп очень сложно поддерживать без роста зарплат и доходов населения или некоторых субсидий [со стороны автопроизводителей]».

Аналогичная динамика прослеживается и на рынке недвижимости. По данным ипотечного агентства Freddie Mac, в начале февраля типичная ставка по 30-летним ипотечным кредитам составляла 3,72%, это самый низкий уровень с апреля 2015 г. Низкие ставки в некоторой степени стимулировали спрос на недвижимость, поскольку некоторые ипотечные заемщики воспользовались этим, чтобы продать свои дома и купить новые, признает Линда Маккой, ипотечный брокер Mortgage Team 1. Но многие люди уже рефинансировали свой долг, говорит она.

Перевел Алексей Невельский