Уверенность предпринимателей резко упала в начале 2016 года

Слабый спрос остается главной помехой для роста производства
Промышленность просто адаптировалась к затянувшемуся кризису и научилась выживать в сложившихся условиях, указывают аналитики
Промышленность просто адаптировалась к затянувшемуся кризису и научилась выживать в сложившихся условиях, указывают аналитики / А. Махонин / Ведомости

Первые оценки 2016 г. показали резкое падение предпринимательской уверенности, следует из индекса нормальности российской промышленности, который рассчитывает Институт Гайдара. За I квартал 2016 г. индекс потерял 4 п. п. Такого резкого падения не было с 2008-2009 гг. – начало года пока внушает меньше оптимизма российской промышленности, пишет завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло.

Главными помехами для оживления предприятия считаются слабый спрос и избыток производственных мощностей (первый индекс потерял 8 п. п., второй – 6 п. п.). Предприятия продолжают накапливать запасы – доля нормальных оценок сохранялась весь 2015 г., а в IV квартале 2015 г. достигла максимума c марта 1992 г. Зато прогнозы спроса стали худшими с 2010 г. – только 42% предприятий довольны его объемами. Впервые одной из весомых причин стал избыток мощностей – он вырос до 28%. Дефицит мощностей отметили только 7% предприятий. И даже инвестиционный спад в 2015 г. не усугубил ситуацию. Произошло скорее обратное. Даже сами предприятия спадом инвестиций не расстроены: напротив, своими инвестициями доволен 61% опрошенных.

Промышленность просто адаптировалась к затянувшемуся кризису и научилась выживать в сложившихся условиях, указывают аналитики Центра конъюнктурных исследований ВШЭ. Хотя ситуация по отраслям принципиально отличается, говорится в исследовании Института Гайдара: если металлургия, химическая и пищевая промышленности адаптировались к кризису на 80%, то для легкой промышленности и строительства 2015 г. оказался самым сложным. Но даже их уровень адаптации к кризису не опускался ниже 50%.

Работать в стагнации – плохая привычка, говорил ранее директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. При дальнейшем снижении цен на нефть инфляция производственных издержек начнет расти, а спрос - сокращаться. Но именно недостаточный спрос остается самой большой помехой для роста выпуска, отмечает Цухло. Прогнозы показывают скорее готовность углубить дно кризиса, чем желание оттолкнуться от него, заключает он.