Проезд по платным автотрассам М11 и М1 должен подешеветь
Правительство установило предельные тарифы за проезд по платным дорогамПравительство опубликовало постановление о максимальных тарифах на проезд по платным дорогам. Это предельные расценки, которые вправе установить госкомпания «Автодор» (управляет, в частности, автодорогой М4 «Дон») и частные концессионеры. Пока на условиях концессии построен обход Одинцова на М1 и первый участок М11 от МКАД до Солнечногорска.
«Автодор» вправе взимать с владельца легкового автомобиля максимум 3 руб./км за проезд по шоссе и 21 руб./км – по мостам и эстакадам; с грузовиков с тремя осями и более – 9,5 и 66,5 руб. соответственно (см. таблицу на стр. 04). Реально проезд по М4 сейчас обходится дешевле, говорит менеджер «Автодора».
Иное дело – дороги, построенные по концессионным соглашениям.
Здесь максимальный тариф не может превышать 12 руб./км при движении по шоссе и 84 руб./км – по мостам и искусственным сооружениям (для грузовиков – 38,5 и 269 руб. соответственно). Участок МКАД – «Шереметьево» и обратно не укладывается в этот тариф, признает сотрудник Северо-Западной концессионной компании (СЗКК, концессионер трассы МКАД – Солнечногорск). Днем проезд 14 км от МКАД до «Шереметьево» обходится в 250 руб., или в 17,8 руб./км. Могут не вписаться в новые тарифы, по подсчетам «Ведомостей», и другие участки М11: проезд от Малого московского кольца (А107) до МКАД в дневное время стоит 12,9 руб./км, а на участке от Зеленограда до МКАД – 14,9 руб./км.
Представитель СЗКК обещал прокомментировать ситуацию позднее.
Аналогичная ситуация на объезде подмосковного Одинцова по платному участку М1 «Беларусь»: цена проезда 10,5 км первого участка днем в будни достигает 150 руб. Пресс-служба концессионера трассы – компании «Главная дорога» не ответила на запрос «Ведомостей».
Вопрос о максимальных тарифах встал с вводом платы на первом участке М11 в ноябре 2015 г. Тариф для легкового автомобиля – 1100 руб. от Москвы до Солнечногорска и обратно – поразил всех: от местных жителей до российского президента Владимира Путина. В декабре 2015 г. – январе 2016 г. обоснованность такой платы проверяла Генпрокуратура, она-то и попеняла правительству на отсутствие постановления о максимальных тарифах. После этого СЗКК снизила цены на трех основных направлениях (МКАД – Зеленоград, МКАД – Солнечногорск и Зеленоград – Солнечногорск) на 14–33%.
«Документ плановый и долго готовился», – опровергает сотрудник аппарата правительства возможную связь между проверкой Генпрокуратуры и выходом постановления. Пересмотр тарифов на М11 и обходе Одинцова, по его словам, невозможен, поскольку постановление появилось уже после того, как были заключены концессионные соглашения.
Для концессий должны применяться тарифы, установленные в соглашениях между концессионером и государством, но на практике возможны и другие варианты – например, если изменится законодательство или возникнут иные особые обстоятельства, объясняет Илья Скрипников из юридической фирмы Dentons. Если стоимость проезда окажется выше предельной, СЗКК, вероятно, будет рассчитывать на компенсацию недополученных доходов, замечает партнер практики «Инфраструктура» компании «НЭО центр» Инна Карпова: в тексте концессионного соглашения должно быть указано, в каких случаях концессионер вправе требовать возмещения. Доходы, выпадающие в связи с «особыми обстоятельствами», скорее всего, будут компенсированы государством, согласен Скрипников.
Пресс-секретарь премьера Дмитрия Медведева в воскресенье не ответила, готово ли правительство возмещать концессионерам выпадающие доходы. Представители Минтранса и «Автодора» не стали рассуждать, как повлияет выход постановления правительства на действующие платные участки. СЗКК писала в проспекте облигаций, что она вправе требовать от концедента (государства) пересмотра условий соглашения при снижении нормы внутренней доходности проекта на 2% и более.
Вынужденный пересмотр тарифов, заложенных в соглашение, может убить экономику уже запущенных концессионных проектов, предупреждает директор Института экономики транспорта Михаил Блинкин, ведь концессионер, опираясь на эти тарифы, брал кредиты, планировал расходы на содержание и эксплуатацию дорог.
В будущих соглашениях, скорее всего, придется увеличивать долю капитального гранта и ссылаться на максимальные тарифы, что ограничит концессионера, например, при поиске финансирования под проект, замечает партнер PwC Дмитрий Ковалев.
Но нынешним концессионерам максимальные тарифы ничем не грозят, уверен один из консультантов автодорожных проектов: риск негативного влияния от изменений законодательства прописан в соглашениях и несет его государство – оно должно платить концессионеру до момента достижения им «минимальной доходности проекта». «Если до постановления за проезд по платным концессионным дорогам платили только желающие по ним покататься, то теперь платить станет вся Россия – от Камчатки до Калининграда», – резюмирует он.