Минфин «запирает» расходы бюджета в системе казначейства

Система эффективна, но могут пострадать мелкие банки, предупреждают эксперты
Казначейство будет пристально следить за расходами бюджета
Казначейство будет пристально следить за расходами бюджета / Д. Гришкин / Ведомости

Денег в банковской системе станет меньше, ждет председатель правления СДМ-банка Максим Солнцев. Бюджетная ликвидность, которая уйдет в казначейство, будет восполнена Банком России, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Угрозы для банковской системы не будет, отмечает она, но могут возникнуть проблемы у отдельных банков с ограниченным доступом к системе рефинансирования. При этом ужесточение порядка бюджетных расходов – более эффективная мера, чем их сокращение, считает Орлова. Когда бюджет старается экономить, самое разумное – следить за расходами, заключает она.

С этого года правительство запускает новый механизм выделения денег из бюджета и контроля за ними. Часть мер заложена в законе о бюджете, и по ним готовятся подзаконные акты, некоторые из них уже утверждены. Деньги будут выделяться, только если потребность в них обоснована или же для компенсации уже понесенных расходов, непотраченное может быть возвращено в бюджет. В конце января эти предложения Минфина были одобрены на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова (копия протокола есть у «Ведомостей»).

Закон о бюджете обязывает вернуть к 1 апреля все государственные субсидии, которые не были потрачены. «Это касается всего», – говорила на коллегии Минфина первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко: субсидий юрлицам, регионам, инвестиций, расчетов по госконтрактам. До 1 июля Минфин совместно с министерствами и ведомствами определит судьбу этих остатков. Мера поможет наполнить единый казначейский счет ликвидностью, даст бюджету дополнительные средства, может сократить и удешевить займы, говорит чиновник Федерального казначейства. Сумму остатков он затруднился назвать.

Еще одна мера экономии – ужесточить контроль за бюджетными инвестициями. Министерства, ведомства, власти регионов, госкорпорации должны успеть до 31 марта утвердить проектную документацию для объектов капитального строительства по федеральным адресным инвестпрограммам. Иначе финансирование будет сокращено. Если кассовое исполнение расходов не начато до октября, то выделенные средства будут отозваны. До 25% средств некоторые распорядители бюджетных средств растаскивают «на важные, может быть, но не совсем теперь эффективные расходы», оценивала Нестеренко.

Оборонный аккредитив

Исполнителей гособоронзаказа в 2016 г. ждет эксперимент – казначейский аккредитив. Они смогут использовать его в расчетах вместо банковского кредита, а живые деньги получат только после того, как представят документы, необходимые по условиям аккредитива.

Собирается Минфин ужесточить контроль и за субсидиями госкомпаниям. Деньги не тратятся, а оседают на счетах госкомпаний, критиковала Счетная палата. Теперь госкомпании вообще не получат субсидии, если деньги будут размещены на депозитах, вложены в финансовые инструменты или в капитал других компаний. Перечислять эти деньги запрещено, говорится в письме Минфина.

Еще одна антикризисная новация в бюджете – реформа авансов. Каждый рубль из федерального бюджета должен «направляться только при подтверждении потребности», говорила Нестеренко. От авансирования госзакупок готовой продукции массового потребления Минфин вообще предлагает отказаться, следует из проекта постановления правительства. Запрет вряд ли ударит по рынку госконтрактов – у многих госзаказчиков уже есть внутренние правила, запрещающие авансирование, говорит гендиректор Центра размещения госзаказа Александр Строганов.

Вводится казначейское сопровождение всех госконтрактов, авансирование по которым превышает 100 млн руб., за исключением гособоронзаказа. Приказы Минфина и казначейства обязывают всех исполнителей госконтрактов открывать счета в Федеральном казначействе, получить деньги они смогут только после проверки запроса. В зависимости от вида субсидий деньги могут быть перечислены авансом или после исполнения контракта. Контракты свыше 100 млн руб. – это крупный заказ для муниципалитета и обычный для региональных или федеральных заказчиков, говорит Строганов. Раньше промышленные предприятия получали эти субсидии с казначейских счетов и тратили, как считали нужным, напоминает федеральный чиновник. Теперь же бюджетные деньги будут находиться на казначейском счете и выходить из системы только по конкретным «платежкам», продолжает он.

Такой же механизм вводится и для авансируемых субсидий, говорит чиновник казначейства: например, раньше субсидии фермерам заранее перечислялись регионам, смешивались с их доходами, а затем регионы тратили эти деньги как бесплатный кредит, вместо того чтобы раздать фермерам. Теперь система меняется, описывает он: для получения денег фермер должен представить в региональный минсельхоз документы, необходимые для получения денег, они будут переданы в федеральный Минсельхоз, после чего деньги поступят на счет фермера в казначействе.

Система не создаст проблем добросовестным участникам госзаказа, а вот посредники, использующие серые схемы, могут отказаться от участия в госзаказе, считает Строганов. Но из-за изъятия из финансовой системы части средств могут возникнуть проблемы у банков, полагает сотрудник казначейства. Минфин уже договорился с ЦБ, что в случае проблем Банк России оценит выпадающие суммы, «соотнесет их со своими денежно-кредитными целями, после чего решение о возврате могут пересмотреть», минимизировав ущерб для банков, говорит он. В Минфине не ответили на запрос «Ведомостей». Запрос ЦБ в воскресенье также остался без ответа.