Акции «Алросы» и «Аэрофлота» подорожали в ожидании решения о приватизации

Государство не отдаст контроль в авиакомпании, удивляются эксперты, но в «Алросе» может улучшиться управление
Акции «Аэрофлота» в понедельник, 1 февраля, подорожали на Московской бирже до 54,6 руб. за бумагу – это на 8% больше, чем на закрытии торгов в пятницу и максимум с начала декабря 2015 г.
Акции «Аэрофлота» в понедельник, 1 февраля, подорожали на Московской бирже до 54,6 руб. за бумагу – это на 8% больше, чем на закрытии торгов в пятницу и максимум с начала декабря 2015 г. / РИА Новости

Сегодня Владимир Путин проводит совещание с экономическим блоком правительства, главная тема которого – приватизация госкомпаний. В числе участников – президент "Алросы" Андрей Жарков и гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев.

Акции "Аэрофлота" в понедельник, 1 февраля, подорожали на Московской бирже до 54,6 руб. за бумагу – это на 8% больше, чем на закрытии торгов в пятницу и максимум с начала декабря 2015 г. Седьмого декабря акции подорожали до 58,5 руб., но потом дешевели больше полутора месяцев вплоть до 29 января. На сегодняшнем росте капитализация компании достигает 60,6 млрд руб. При этом объем торгов на 16.00 мск превысил 700 млн руб., в январе ежедневные объемы были на уровне 100-300 млн руб.

Росимуществу принадлежат 51,17% "Аэрофлота", казначейский пакет – 4,83%.

"На мой взгляд, эти события связаны, но такую реакцию инвесторов я считаю странной. Возможно, есть ожидания, что государство готово отдать контроль за компанией. Считается, что государство навязывает компании некоторые решения, например выбор самолетов при закупках, низкие тарифы на определенных направлениях, а частная компания была бы более эффективной", – рассуждает аналитик "ВТБ капитала" Елена Сахнова. Но как только "Аэрофлот" станет частным, государство тут же заберет себе пролетные деньги (получает от иностранных компаний за пролет над Сибирью, оцениваются в несколько сот миллионов долларов) – это большой минус, перевешивающий множество мелких плюсов, добавляет Сахнова.

Аналитик ИК "Атон" Михаил Ганелин считает, что обсуждение приватизации и рост котировок "Аэрофлота" – совпадение. "Акции сильно упали в цене вместе с российским рынком и в последнее время отставали от его роста. Кроме того, "Аэрофлот" по-прежнему глобально недооценен", – говорит он.

"Думаю, государство не готово утратить контроль над "Аэрофлотом", если и обсуждается, то продажа 10%, из которых 9% продадут "Аэрофлот-финанс" и "Ростех" и только 1% – государство. Но продажа сейчас, когда компания торгуется дешево, смысла не имеет и бюджета не пополнит", - резюмирует Сахнова.

Капитализация алмазодобывающей "Алросы" с начала торгов в понедельник падала на 2,4% до 443,5 млрд руб., однако после новости о том, что Жарков участвует в совещании по приватизации, "Алроса" начала дорожать – на 2,9% до 455,3 млрд руб., свидетельствуют данные Московской биржи. Снижение доли госучастия в компании в глазах инвесторов означает улучшение корпоративного управления, поэтому компания и дорожает на информации о возможной приватизации, комментирует аналитик RMG Андрей Третельников.

В проспекте «Алросы» к IPO 2013 г. говорится, что компания имеет ковенант по размещенным в 2010 г. десятилетним евробондам на $1 млрд: если до погашения доля государства в капитале «Алросы» упадет ниже контрольной, компания должна погасить долг досрочно.

«В случае если суммарная доля Росимущества и правительства Якутии снизится до 50% минус 1 акция или Росимущество либо правительство Якутии снизит свое участие в “Алросе” до 25% минус 1 акция, держатели евробондов получат право требовать досрочного возврата 100% от вложенных средств по евробондам вместе с процентами», – говорится в проспекте.

Сейчас Росимуществу принадлежит 43,9%, Республики Саха (Якутия) – 25% плюс одна акция, улусам Якутии – 8%, а в свободном обращении – 23,1% компании. Таким образом, продать акции может лишь Росимущество – и не более 18,9%.