Госкомпании ограничат закупки роскоши
Тем, кто не ограничит себя сам, поможет правительствоМинэкономразвития в докладе премьеру Дмитрию Медведеву (копия документа есть у «Ведомостей») предложило ограничить закупки госкомпаний и естественных монополий для собственных нужд: автомобилей, мебели, услуг связи, оргтехники, сувенирной продукции, услуг охраны и уборщиц, аренды недвижимости и др.
Закупки для коммерческих нужд пока под нормирование не попадут. Они «зависят от отраслевой специфики, развития технологий, требований рынка, в ряде случаев обусловлены международными соглашениями», объясняет Минэкономразвития.
Из 23 трлн руб., потраченных госкомпаниями в 2015 г., закупки на собственные нужды составили 2,7 трлн руб., пишет министерство со ссылкой на данные единой информационной системы (ЕИС). Сокращение некоммерческих закупок хотя бы на 10% позволит сократить издержки и повысить базу для налога на прибыль.
Ограничение всех закупок было бы катастрофой, но закупки для собственных нужд действительно составляют примерно 10%, подтверждает директор Института госзакупок Андрей Храмкин. Можно говорить о косвенной экономии затрат заказчиков, которые могут отразиться в тарифах или размерах госдотаций, считает он.
Если предложения Минэкономразвития будут приняты, компании обяжут разработать нормативы закупок и размещать их в ЕИС. Списки товаров, для которых нужно будет ввести нормирование, определит правительство. Оно сможет само определить нормативы. Покупки, не отвечающие требованиям, будут запрещены. Смысл законопроекта в том, чтобы компании делали публичными свои нормативы через ЕИС, комментирует представитель Минэкономразвития.
Компании к ограничениям готовы. В группе компаний «Россети» уже есть внутреннее нормирование в зависимости от должностей работников, говорит директор департамента по закупкам Юрий Зафесов. Кроме того, в «Россетях» есть приказ согласовывать все закупки товаров, не относящихся к обеспечению производства, с центральной закупочной комиссией, отмечает он, называя предложение Минэкономразвития выполнимым, если компаниям дадут самим устанавливать требования к закупаемым товарам.
Оптимизация закупок – вопрос советов директоров компаний, они обязаны повышать эффективность своих расходов, это предложение Минэкономразвития показывает, что советы директоров госкомпаний не работают в этом направлении, это серьезный сигнал, считает первый проректор ВШЭ Александр Шамрин. Это меняет задачу советов директоров с поиска оптимальных решений на выполнение директивы, говорит Шамрин.