Чего боятся руководители крупнейших компаний мира
Защищаться от своих страхов они намерены с помощью технологий, следует из доклада, опубликованного накануне форума в ДавосеРеагировать на новые угрозы готовы только 61% респондентов. Между тем, чтобы справиться с вызовами, компаниям нужно менять свои бизнес-модели и активнее использовать новые технологии, советуют аналитики PwC. Именно технологический прогресс 77% топ-менеджеров компаний назвали главным трендом следующих пяти лет. 51% респондентов готовы использовать новые технологии, чтобы лучше реагировать на меняющиеся потребности клиентов. Они меняют все, констатирует гендиректор Bank of America (BofA) Брайан Мойнихан. Благодаря развитию технологий клиенты все более самодостаточны, признает руководитель группы ING Ральф Хамерс: все знают, сами могут все найти в Google, и в банк они приходят с совершенно разными запросами. Все происходящее – часть более масштабных перемен в мироустройстве, говорил ранее директор аналитического департамента Промсвязьбанка Николай Кащеев: это смена крупнейших циклов – технологического, экономико-финансового и социального, важнейшие технологические изменения дали старт новой экономической парадигме.
Главным риском для крупного бизнеса остается избыточное госрегулирование (второй год подряд), показал опрос 1409 руководителей компаний из 83 стран, проведенный компанией PwC накануне Всемирного экономического форума в Давосе. 30% из них руководят компаниями с выручкой более $1 млрд, 38% – более $100 млн.
Последние годы развитые страны шли по пути унификации регулирования, но такие страны, как Китай, Южная Корея, Индия, Бразилия, вводили собственные правила – «в теории они напоминают модели развитых стран, но с национальными отличиями», приводятся в опросе слова управляющего директора Fisher & Paykel Healthcare Corporation Майкла Дэниелла.
Вторым по значимости риском топ-менеджеры назвали геополитическую нестабильность. Настолько тревожной ситуация не была последние пять лет, указывают авторы исследования. Геополитика все больше волнует бизнес (на 4 п. п. больше, чем в 2015 г.): растет число террористических атак, глобальные конфликты дестабилизируют ситуацию.
Изменения в мире «будут происходить с огромной скоростью – это новая норма. Приспособившись к ней, компании смогут занять лидирующие позиции», предупреждает председатель совета директоров Cisco Джон Чэмберс.
Замыкает топ-3 рисков волатильность валютных курсов (см. графику). Год назад второе и третье места в списке угроз занимали меры государства по бюджетной консолидации и рост налоговой нагрузки.
Что сдерживает бизнесменов и в чем залог их уверенности
Руководители крупнейших мировых компаний не испытывают оптимизма по поводу перспектив роста глобальной экономики. Только 27% из них верят в лучшее, 23% сомневаются, что экономика вообще будет расти в этом году (МВФ понизил прогноз роста на 2016 г. на 0,2 п. п. – до 3,4%). Хуже они оценивают и перспективы собственного бизнеса: в росте выручки убеждены всего 35% – на 4 п. п. меньше, чем в 2015 г.
Инновации и технологии могут смягчить для компаний последствия избыточного госрегулирования и волатильности валют, говорит главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин. Компании с высокой производительностью или выпускающие инновационные продукты могут компенсировать дополнительные издержки за счет качества продукта или переложить их на потребителя. Но геополитических рисков почти невозможно избежать, предупреждает он.
Самым привлекательным рынком для топ-менеджеров второй год подряд остаются США (39%). Затем следуют Китай (34%) и Германия (19%). Привлекательность российского рынка снизилась после незначительного роста в 2015 г. – на одном уровне с Мексикой, Японией и ОАЭ (5%). Страны БРИКС по-прежнему инвестиционно привлекательны несмотря на экономические сложности. Но если несколько лет назад руководители компаний рассматривали страны БРИКС как один блок, то теперь оценивают их по отдельности. Некоторые топ-менеджеры присматриваются к рынкам стран БРИКС, другие – спешат закрепить свои позиции на них. В долгосрочной перспективе фундаментально сильные стороны этих стран – растущий средний класс, указывают авторы опроса.