К 1 апреля правительство должно найти способ отменить транспортный налог для владельцев грузовиков
Это будет компенсацией за введение платы за проездПоручения правительству президент Владимир Путин дал по итогам декабрьской пресс-конференции в ответ на протесты дальнобойщиков. Они жаловались, что вынуждены платить сразу три дорожных сбора: за проезд по федеральным трассам, транспортный налог и акцизы. Текст поручений опубликован на kremlin.ru.
К 1 апреля правительство должно представить предложения об отмене транспортного налога для собственников грузовиков массой более 12 т, оценить потери региональных дорожных фондов и «при необходимости» найти, чем их компенсировать. Прежнее поручение Путина удвоить объемы дорожного строительства должно быть выполнено, подчеркивается в новом. Получить комментарии в Минфине, Минэкономразвития о возможных вариантах компенсации в воскресенье не удалось. Вопросы будут проработаны, замечает представитель ответственного за транспортный сектор вице-премьера Аркадия Дворковича.
По расчетам «Ведомостей» на базе данных ФНС, владельцы грузовиков мощностью более 200 л. с. заплатили в 2014 г. 25,6 млрд руб. транспортного налога, из них 13,7 млрд – физлица. За проезд грузовиков государство намерено собрать в 2016 г. на 14,6 млрд руб. больше – 39,9 млрд, заплатив 10,6 млрд оператору системы «Платон» – компании РТИТС.
Получается, что правительство должно либо перенести бремя на других налогоплательщиков, либо дать регионам компенсацию, 25 млрд руб. – не такая уж большая сумма для федерального бюджета, замечает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Вряд ли это будет серьезной нагрузкой для федерального бюджета, согласен директор Института транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. Но он предлагает другой вариант компенсации – ввести дополнительный налог за автомобили повышенной мощности и нестандартных габаритов (внедорожники, пикапы, лимузины): «Будет достаточно 20%-ной надбавки».
Патент для грузовиков
Еще одно поручение Путина – проработать возможность введения патента для граждан, владеющих грузовым транспортом. Он позволяет вести предпринимательскую деятельность в упрощенном формате.
Власти обещали отменить транспортный налог еще в 2011 г., напоминает представитель протестующих уже почти месяц в Химках дальнобойщиков Тася Никитенко. В 2010 г. вице-премьер Сергей Иванов (сейчас руководитель администрации президента) говорил, что с 2011 г. транспортный налог может быть отменен, чтобы компенсировать потери от введения платы за проезд для машин весом более 12 т и повышения акцизов на топливо.
Отмена налога не спасет малый бизнес, говорит Никитенко: льгота сэкономит в среднем 30 000 руб. в год, а за проезд владельцы грузовиков заплатят около 400 000 руб. По расчетам директора по закупкам транспортных услуг FM Logistic Андрея Попова, отмена транспортного налога сэкономит автовладельцам 1% выручки, или до 60 000 руб. в год. Все три сбора – топливный акциз, транспортный налог, плата за проезд по федеральным трассам – были введены в разное время, но с одной целью – финансирование транспортной инфраструктуры. Они друг друга в какой-то степени дублируют и поэтому отмена налога для большегрузов – вопрос справедливости, замечает Попов.