Милитаризация поддержала экономику России
При пересмотре рост ВВП 2014 года оказался чуть выше из-за новой методики учета военных расходовНачиная с данных за 2014 г. расчет ВВП будет вестись в соответствии с новой международной Системой национальных счетов (СНС) – 2008, сообщил Росстат.
Два главных отличия СНС-2008 от прежней СНС-1993 – учет научных исследований и разработок (НИР) и военных расходов. Раньше НИР включались в промежуточное потребление, т. е. вычитались из стоимости произведенных товаров и услуг; теперь – включаются в потребление основного капитала, становясь активом многоразового использования. Подсчитать рыночную стоимость НИР оказалось сложно, признает Росстат: оценки сделаны «при принятии ряда допущений» и «в условиях весьма неполной информации».
Аналогичные изменения претерпел учет расходов на приобретение военного оборудования многоразового использования. В СНС-1993 в состав основного капитала включались расходы только на те военные нужды, которые могли использоваться для целей гражданского назначения. В трактовке СНС-2008 большие системы вооружения (корабли, самолеты, танки) отнесены к основному капиталу, так как в мирное время способны «оказывать длительную услугу по сдерживанию агрессоров». В итоге объем ВВП 2014 г. возрастает на величину расходов на военное оборудование, указал Росстат.
Одновременно с переходом на новую методологию Росстат завершил внедрение рекомендаций прежней СНС-1993 (см. врез) и в соответствии с ними пересчитал ВВП за 2011–2013 гг. Показатели предыдущих лет ведомство обещает пересмотреть позже. А данные за 2014 г. пересмотрены и с учетом отсутствовавших положений из старой методологии, и с учетом новой.
В результате пересмотра номинальный объем экономики России в текущих ценах прибавил совокупно за 2011–2014 гг. почти 20 трлн руб., или 7,8% (см. график). Максимально – более чем на 9% – увеличился ВВП 2014 г.
Добавка к ВВП
В числе изменений – оценка стоимости жилищных услуг для собственников жилья, или так называемая вмененная аренда: сколько бы платил за аренду собственник жилья, если бы он его снимал. Теперь эти средства будут включены и в доходы, и в расходы собственников жилья. Потребление основного капитала теперь оценивается исходя из его текущей рыночной стоимости. Другие изменения связаны с учетом внешнеторговых операций в соответствии с новым руководством МВФ по платежному балансу – например, в чистый экспорт добавлена перепродажа товаров вне таможенной территории; также в ВВП включена оценка стоимости работ, выполняемых домашней прислугой.
Изменения реальной динамики оказались не столь существенны: в целом за четыре года рост ВВП прибавил 0,2 процентного пункта, в том числе 0,1 п. п. – по итогам 2014 г.
На СНС-2008, подготовленную под эгидой ООН, Еврокомиссии, ОЭСР, МВФ и Всемирного банка, в 2009–2014 гг. перешли Австралия, Канада, США, Мексика, Корея, Исландия, Норвегия, Швейцария, Новая Зеландия, Южная Африка, все страны Евросоюза. С конца 2014 г. по СНС-2008 рассчитывают ВВП все страны ОЭСР, кроме Турции, планирующей пересчет с 2015 г., и Чили с Японией, которые намерены перейти на новую методологию с 2016 г.
По данным ОЭСР, в результате переоценки увеличение номинального ВВП в сравнении с 2010 г. в среднем по входящим в организацию странам составило 3,8%, от 0,2% – в Люксембурге, до 7,8% – в Корее. По данным статистического отдела ООН, в среднем по ОЭСР максимальным оказался вклад НИР, добавивший половину увеличения; на долю вооружений пришлось только 4,5% из общего прироста объема ВВП. Увеличение ВВП США в результате переоценки 2008–2012 гг. составило $430–560 млрд в год, примерно на 80% оно обусловлено пересчетом капитализации НИР.
Влияние переоценки на динамику реального ВВП стран ОЭСР оказалось намного скромнее: от минус 0,1 до 0,1 п. п. в среднем за год за период 1992–2012 гг. Но на более коротком отрезке влияние переоценки выше: так, ВВП Великобритании она за 2008–2012 гг. добавила 0,5 п. п. в среднем за год. Спад Великобритании в 2009 г. с докризисного пика оказался 6%, а не 7,2%, а выход на докризисный уровень ВВП произошел почти на год раньше, чем предполагалось. В среднем по ОЭСР влияние переоценки на данные кризисного 2009 года также оказалось больше, чем в другие годы: спад 2009 г. составил 5,6%, а не 5,9%.
На переоценку российского ВВП кризисного 2015 года также, скорее всего, максимальное влияние окажут военные расходы из-за наращивания выпуска в связи с внешнеполитической ситуацией, предполагает завлабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста ВШЭ Владимир Бессонов. Но вряд ли вклад оборонки существенно сократит ожидаемый масштаб реального спада 2015 г. (3,7–3,8%, по прогнозу Минэкономразвития), полагает он. А вот повышение номинального ВВП может несколько улучшить сравнительное положение экономики России, считает Бессонов: оценка ВВП на душу населения по паритету покупательной способности исходит из номинального ВВП, все предыдущие годы он оставался заниженным из-за разницы в применяемых СНС. Правда, девальвация нивелирует эффект: сокращение размера экономики в 2014 г. в долларовом выражении и по прежней методологии, и по новой составило порядка 25%.
Главной проблемой при переходе на новую методологию станет обеспечение сопоставимости данных прежних лет, считает Бессонов.