Закупки госкомпаний стали сложнее

Лучше бы государство управляло закупками через советы директоров, говорят эксперты
Закупки госкомпаний правительство пытается превратить в инструмент стимулирования экономики
Закупки госкомпаний правительство пытается превратить в инструмент стимулирования экономики / Eugene Hoshiko / AP

В кризис правительство запустило реформу закупок госкомпаний. Они используют более 3000 способов закупок, хотя 90% с нарушениями отдают единственному поставщику (см. графику на сайте).

Всего госкомпании потратили на закупки более 20 трлн руб., сэкономив менее 1% (снижение цены на торгах, данные Минэкономразвития). Если снижать – хотя бы на 7%, как при госзаказе, то удастся сэкономить около 1,5 трлн руб., следует из мониторинга.

Чиновники хотят увеличить конкуренцию за заказ госкомпаний: сейчас на торги приходят в среднем 1,3 поставщика (данные за 11 месяцев, год назад – 1,4). Для этого правительство собирается оставить только пять способов закупок: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика. Еще одна мера – сделать все процедуры электронными и сократить в десятки раз число электронных площадок.

Закупки госкомпаний в кризис превратились и в инструмент поддержки малого и среднего бизнеса – с середины 2015 г. компании с выручкой более 10 млрд руб. должны отдавать малым и средним предприятиям 18% закупок (за полгода – 9%). С 2016 г. эти нормы распространятся на госкомпании и естественные монополии с выручкой от 2 млрд руб.

Малая доля

У «Россетей» доля закупок у малого и среднего бизнеса за те полгода, что действует норматив, составила 43,1% – на 29,5 млрд руб., из них специальные торги – 8%, или 5,5 млрд руб., говорит Зафесов. У РЖД в 2015 г. исходя из данных ее представителя – около 10%, и доля вырастет до 12%.

24% малых и средних предпринимателей участвуют в закупках государства и госкомпаний, говорит директор департамента финансово-экономических и социальных исследований Magram Мария Любимова. Почти половина опрошенных (49%) указывают на личную заинтересованность заказчиков в закупке у определенного поставщика. 45% жалуются, что требования подстроены под единственного поставщика.

Обязательные инновационные закупки – еще один инструмент. С 2016 г. на инновации должно приходиться не менее 2% закупок, 1% закупок у малого и среднего бизнеса должен быть инновационным.

Но чрезмерная регламентация неминуемо приводит к увеличению трудозатрат и, как следствие, снижению экономического эффекта, что особенно заметно в мелких закупках, считает директор по закупкам «Россетей» Юрий Зафесов. Уже сейчас «Россети» экономят на конкурентных процедурах 8,1% (данные за девять месяцев). Сбербанк – порядка 15%, комментирует его представитель.

Государство идет по простому и не самому эффективному пути, констатирует первый проректор ВШЭ Александр Шамрин. Госкомпании в первую очередь должны решать бизнес-задачи, поэтому эффективность закупок нужно повышать, увеличивая эффективность органов управления, считает Шамрин. Правительство решает реальные проблемы надуманными методами – на самом деле не важно, как проходит закупка, важен результат, говорит автор проекта «Госзатраты» Иван Бегтин. Усложнение закупок только увеличивает коррупцию, вместо этого необходимо заставить госкомпании раскрывать больше информации, ужесточать аудит или приватизировать их: это вынудит менеджмент экономить на издержках, говорит Бегтин.

Закупки госкомпаний правительство пытается превратить в инструмент стимулирования экономики