Механизм раскрытия информации об иностранных активах будет упрощен
Но главная проблема остается – недоверие к государству, говорят экспертыГосдума одобрила в первом чтении поправки в Налоговый кодекс, смягчающие главный антиофшорный закон – о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Законопроект устраняет противоречия и упрощает раскрытие информации компаниями, которые не уклоняются от уплаты налогов, говорится в пояснительной записке к проекту.
Закон о КИК требует от российских физических и юридических лиц платить налоги с нераспределенной прибыли своих иностранных структур (13 и 20% соответственно). Не придется платить налог, если эффективная ставка, по которой КИК платит налог за границей, не намного ниже российской (не менее 75% средневзвешенной ставки). До 15 июня 2015 г. надо было подать в ФНС уведомления о своих долях (от 10%) в иностранных компаниях: название, регистрационный номер, долю и цепочку владения. С 2017 г. налог придется платить, но с прибыли активов, в которых по итогам 2015 г. принадлежало 50%. С 2016 г. порог по доле владения снизится до 25%.
По данным ФНС, на конец сентября было подано всего более 7000 уведомлений. На 15 июня было подано 3800 уведомлений. В действующем законе много норм, которые неясны бизнесу, признает партнер PwC Екатерина Лазорина. Теперь очевидные недостатки устранены, говорит партнер KPMG Михаил Орлов. Например, закон требует от стран, у которых нет соглашений с Россией об избежании двойного налогообложения, вести учет по нормам российского Налогового кодекса, объясняет он. С принятием поправок компании смогут обосновывать налогооблагаемую базу КИК по заверению аудиторов. Не каждая компания, например, на Британских Виргинских островах разберется в хитросплетениях российского учета, согласен партнер «Некторов, Савельев и партнеры» Егор Батанов. Еще одна норма – прямое освобождение от налога дивидендов, если контролируемое лицо уже заплатило налог с прибыли, говорит старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин. Также от налогообложения освобождается доход траста от получения имущества в виде вклада, добавляет он.
Но остаются и более серьезные поводы скрывать иностранные активы от государства, признают опрошенные «Ведомостями» юристы. Например, платить налог придется в любом случае, если КИК работает в стране из черного списка, составленного ФНС. В его перечне 119 стран, есть и прозрачные налоговые юрисдикции, например Австрия, Великобритания и Швейцария, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. Но главное – недоверие бизнеса к государству и постоянно меняющиеся правила игры, отмечает Батанов.