Иран надеется выйти на международный долговой рынок
Но сначала необходимо заинтересовать иностранных инвесторовИран надеется привлечь сотни миллиардов долларов, чтобы восстановить пострадавшую от санкций экономику. Но сначала стране нужно расположить к себе иностранных инвесторов. В 2016 г. Тегеран, вероятно, постарается провести эмиссию суверенных облигаций, номинированных в иностранной валюте, минимум на $500 млн, рассказал в недавнем интервью WSJ замминистра экономики и финансов Ирана Мохаммад Хазаи. Это позволит проверить степень заинтересованности инвесторов, сказал Хазаи. Если страна сможет привлечь необходимые инвестиции в развитие инфраструктуры и энергетики, это станет важным шагом. «Думаю, мы должны в 2016 г. решиться и попробовать выйти на внешний рынок», – отметил он.
Также власти планируют создать инструменты валютного хеджирования на фьючерсном рынке для иностранных инвесторов, которые хотят избежать рисков, связанных с колебанием курса риала, утверждает Мохаммад Фатанат, президент регулятора – Организации по ценным бумагам и биржам Ирана. Курс риала упал с 10 000 за доллар в 2011 г. до 30 000 риалов сейчас, при этом был очень волатильным в период санкций.
Сама возможность выхода Ирана на международный долговой рынок показывает, как сильно изменилась ситуация после достижения в июле международного соглашения по его ядерной программе, в результате которого со страны в 2016 г. могут быть сняты санкции. Однако многочисленные проблемы остаются, и они связаны не только с политическими рисками инвестирования в Иран (США до сих пор обвиняют его в связях с терроризмом). Так, падение цен на нефть негативно отразилось на экономике Ирана и состоянии инвесторов с Ближнего Востока – наиболее вероятных покупателей его облигаций. Кроме того, из-за ситуации на нефтяном рынке средства стали активно привлекать другие региональные эмитенты облигаций, в частности Саудовская Аравия и Катар, имеющие высокий кредитный рейтинг.
Есть также риск возобновления санкций, если Иран не выполнит условия соглашения по ядерной программе. «Оценивая долговую ситуацию, инвесторам придется решить, готовы ли они мириться с некоторыми из этих рисков, которых может не быть в других странах», – говорит Абдул Кадир Хуссейн, гендиректор дубайской инвесткомпании Mashreq Capital.
По мнению экономистов и инвесторов, у экономики страны большой потенциал. С населением в 80 млн человек и ВВП размером $400 млрд она остается одним из крупнейших рынков, не освоенных международными инвесторами, отмечает Чарльз Робертсон, главный экономист «Ренессанс капитала».
Более того, сейчас внешний долг Ирана равен 1% ВВП, поэтому у него есть возможность делать крупные займы. По мнению Ричарда Хауса, руководителя отдела рынков инструментов с фиксированным доходом в развивающихся странах в Standard Life Investments, интерес инвесторов к Ирану может быть большим, поскольку он давно не размещал облигации. «Учитывая нынешние цены на нефть, им будет непросто выпустить облигации сейчас, но интерес, несомненно, должен снова возникнуть», – утверждает Хаус.
В 2002 г. Иран привлек 1 млрд евро, разместив пятилетние облигации в евро. Это была его единственная эмиссия облигаций в иностранной валюте после Исламской революции в 1979 г., и он выполнил обязательства полностью и в срок. Две трети облигаций тогда приобрели инвесторы с Ближнего Востока, а оставшиеся – из Европы.
По мнению Робертсона, нынешние облигации Ирана могут получить рейтинг, как у Кении или Нигерии (В+ и ВВ- от агентства Fitch соответственно), доходность может оказаться около 8%.
WSJ, 17.12.2015, Алексей Невельский, Михаил Оверченко