Алексей Улюкаев: ВЭБ нужно докапитализировать через выпуск ОФЗ

А после спасения выстроить «китайскую стену», разделив специальные и коммерческие проекты
ВЭБу может предстоять раздел на коммерческие и специальные проекты
ВЭБу может предстоять раздел на коммерческие и специальные проекты / М. Стулов / Ведомости

Спасать Внешэкономбанк (ВЭБ) за счет бюджета несправедливо, признает Улюкаев (интервью с ним на стр. 08), но «какие варианты? Life is unfair». По его мнению, «уж лучше ликвидировать [ВЭБ], чем заниматься ерундой», меняя часть долга на другой, но такой вариант не рассматривается, поэтому «решение нужно принимать принципиальное». Принципиальным он считает решение докапитализировать ВЭБ за счет ОФЗ (и лучше в этом году), увеличив госдолг, очистить госкорпорацию от плохих активов и не свойственных ей дополнительных функций.

В пятницу премьер Дмитрий Медведев провел совещание по поддержке ВЭБа. Его пресс-секретарь Наталья Тимакова подтвердила факт совещания, но отказалась комментировать его итоги. По словам федерального чиновника, знакомого с итогами совещания, никаких решений принято не было.

В послании Федеральному собранию президент Владимир Путин заявил, что некоторые институты развития превратились в «помойку для плохих долгов», и потребовал оптимизации механизмов их работы. Это будет отражено в поручениях правительству, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Представители курирующего экономический блок первого вице-премьера Игоря Шувалова и Минфина отказались от комментариев.

Долги ВЭБа

В первом полугодии 2015 г. ВЭБ получил чистый убыток по МСФО в 73,5 млрд руб. До конца этого года ВЭБу необходимо погасить синдицированный кредит на $800 млн. Внешний долг корпорации к погашению на 2016 г. оценивается в $893 млн, на 2017 г. – в $1,85 млрд.

Против докапитализации ВЭБа за счет ОФЗ выступал Минфин. ВЭБ не банк и не должен соответствовать нормативам ЦБ. Достаточность капитала ВЭБа в ноябре составляла 12,3%, последние два квартала неуклонно снижается (с 12,4 и 13,6% во II и I кварталах соответственно). Этот выше нормативов ЦБ (10%), но, во-первых, показатель «стоимость чистых активов» записан в ковенанты евробондов ВЭБа, во-вторых, будет расти убыток по активам, и это неизбежно будет проедать капитал, объясняет сотрудник ВЭБа.

ВЭБу нужна ликвидность на выплату внешнего долга, и ОФЗ могут быть использованы для привлечения денег у ЦБ по операциям репо (в рублях или сразу в валюте), ожидает чиновник Минфина. Это скажется либо на курсе (если привлекать в рублях), либо на объеме валютных операций ЦБ с другими банками (если в валюте), предупреждает собеседник «Ведомостей». Один из чиновников, участвующий в обсуждениях, утверждает, что у ЦБ деньги ВЭБ привлекать не будет, только на рынке.

Альтернативные варианты, которые обсуждаются на совещаниях, – выкуп государством долгов ВЭБа или обмен его еврооблигаций на спецвыпуск еврооблигаций Минфина, после чего бюджет расплатится по внешнему долгу банка. «Есть набор разных экзотических предложений. <...> Но нет никакого другого способа, кроме бюджета», – настаивает Улюкаев. По словам двух чиновников, сейчас самые высокие шансы именно у варианта докапитализации через ОФЗ, государство же получит плохие активы госкорпорации. Этот механизм также нравится правительству, объясняли два чиновника. «Это операция «обмен»: государство передает ВЭБу ОФЗ, и эти ОФЗ, по сути, замещают изъятые активы», – описывает менеджер ВЭБа. ОФЗ учитываются одновременно и в капитале, и как актив, ВЭБу это позволяет избежать дыры в балансе, объясняет он: «Даже несмотря на то, что ставка по новым ОФЗ может быть ниже ставки по выданным кредитам, это выгодный для банка обмен, так как большая часть этих кредитов все равно уже нерабочие, а ОФЗ со 100%-ной гарантией будут обслуживаться, и они высоколиквидны». Остался вопрос по срокам – либо выдать ОФЗ сразу за один год, либо растянуть на три года, рассказывают чиновники: если сразу, то сильно вырастет бюджетный дефицит, против чего возражает Минфин. Менеджер ВЭБа говорит, что всю сумму выдавать сразу не обязательно. Потребности в помощи в 2016 г. он оценивает в $2,5 млрд, ОФЗ на эту сумму было бы достаточно, а 1,5 трлн руб. решили бы все проблемы госкорпорации на несколько лет вперед.

По-прежнему нет принципиального решения, как именно разобраться с плохими долгами ВЭБа. Кредитный портфель ВЭБа на 1 января – 1,36 трлн руб., среди наиболее проблемных долгов – украинские и кредиты на олимпийские стройки. Один из обсуждающихся вариантов – запаковать их в ЗПИФ, паи которого выкупит Росимущество.

После спасения ВЭБа нужно реформировать сам ВЭБ, говорит Улюкаев. Он предлагает выстроить «китайскую стену» – «ВЭБ должен иметь два разных баланса». Все специальные проекты ВЭБа должны иметь четкие источники бюджетного фондирования, а на «другой половине, за «китайской стеной», должны действовать правила обычного бизнеса»: «ВЭБ в коммерческой части должен в полной мере быть поднадзорен Банку России. <...> И пассивы, и активы ВЭБа должны быть наблюдаемы».

«Изначально при создании банка допустили концептуальную ошибку: не разграничили нерыночные активы и активы, более или менее работающие», – признавал высокопоставленный чиновник. ВЭБ должен был стать банком развития, вспоминает консультант правительства, участвовавший в создании ВЭБа, но в 2008–2009 гг. превратился в инструмент борьбы с кризисом и раздачи денег: проблемы не решили, а запечатали в ВЭБе и теперь они возникли снова. Но ВЭБ сам хотел стать антикризисным инструментом, говорит он: получить доступ к деньгам и взять на себя роль спасителя.