Ужесточение законов о закупках помогло юридическим фирмам

Они ждут новой работы и даже создают специальные практики
Закупки государства и госкомпаний обеспечивают юристов новой работой
Закупки государства и госкомпаний обеспечивают юристов новой работой / Д. Абрамов / Ведомости

У большинства крупных заказчиков есть собственные специалисты, и пока они обходятся без внешних консультантов. Об этом говорят, например, представитель РЖД и сотрудник «Росатома». А вот «Россети» иногда привлекают и сторонних юристов, рассказывает директор департамента по закупкам Юрий Зафесов, если вопрос связан не только с закупками, но и, например, с иностранным правом, договорной деятельностью и т. п. Рассматривается возможность обращения к внешним юристам, поскольку количество жалоб по закупкам и их влияние на бизнес растут, признает представитель «Ростелекома».

Все более жесткое регулирование закупок государства и госкомпаний создает риски для поставщиков и заказчиков. Из-за жалоб могут быть приостановлены торги или отменена вся процедура, публикация извещения о тендере с опозданием грозит штрафом, правила становятся все более сложными – закон о госзакупках за два года был дополнен 91 правительственным актом и 24 ведомственными. Закон о закупках госкомпаний ждет реформа – ограничивается количество разрешенных процедур, все конкурсы переводятся в электронный вид, а число электронных площадок будет ограничено. Количество жалоб в ФАС растет (см. график), порождая спрос на юристов.

Юрфирмы начинают усиливать направление по закупкам, в некоторых оно уже выделено в отдельную практику. Например, в «Яковлев и партнеры», ею руководит адвокат Екатерина Смирнова. В «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» это сейчас отдельное направление. На постоянной основе им занимаются три юриста, периодически – еще пять, рассказывает советник антимонопольной практики «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Анна Нумерова.

Как закупают юристов

Иногда иском сначала занимаются собственные юристы корпорации, а затем подключается консультант, рассказывает Корельский. Но и для выбора юрфирмы тоже требуется тендер и он может длиться дольше, чем сам судебный процесс, продолжает он, поэтому юрфирма, которой обещали победу на конкурсе, начинает консультировать еще до его проведения. Случается, что услуги закупают сразу на год у одной или нескольких юрфирм, а когда возникает конкретная проблема, устраивают между ними мини-тендер, что экономит время, объясняет Корельский.

Оценивать емкость этого рынка достаточно сложно, статистику по году еще не считали, но виден рост, отмечает Нумерова. Число обращений по закупкам растет, фиксирует и Смирнова. Если раньше участники торгов предпочитали не ссориться с заказчиком, надеясь получить другой заказ в будущем, то сейчас сложная экономическая ситуация вынуждает их бороться за каждую закупку и они готовы жаловаться в ФАС и в суд, говорит Смирнова. Обращений со стороны заказчиков тоже стало больше – сказалось повышение штрафов, продолжает она.

Выиграют в первую очередь российские юрфирмы, у которых наработаны деловые связи с госкомпаниями, т. е. с заказчиками, говорит управляющий партнер «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Андрей Корельский. Иногда опыт работы с госкомпанией является критерием в тендере, рассказывает Корельский, но и эти закупки тоже непрозрачны: огромное количество тендеров проводится под конкретную юрфирму.

Но большинство фирм пока не готовы выделять закупки в отдельное направление. Занимаемся ими в составе коммерческой, антимонопольной и фармацевтической практик, говорит руководитель антимонопольной группы «Пепеляев групп» Елена Соколовская. У GBLP госзаказ – в антимонопольной практике. Время от времени им занимается 4–5 юристов, т. е. половина практики, рассказывает партнер, руководитель антимонопольной практики GBLP Николай Вознесенский: развитие законодательства порождает спрос. В Art de lex закупки тоже в составе антимонопольной практики, ими занимается половина юристов практики, говорит партнер Art de lex Ярослав Кулик.

Стандартные задачи клиенты научились решать сами, к консультантам они обращаются с трудными проблемами, когда, например, нужны специалисты из других практик – уголовной или отраслевых (по фармацевтике, в частности), говорит Нумерова. Консультант может привлекаться, если поставщику грозит включение в реестр недобросовестных поставщиков, рассказывает она. К юрфирмам обращаются, когда сталкиваются с систематическим нарушением и надо комплексно исправлять ситуацию, комментирует Вознесенский. Или когда организатор торгов сталкивается с систематической их отменой либо разовой отменой очень важных торгов, продолжает он. Иногда внешние консультанты нужны для отчета перед акционерами, чтобы показать, что даже они не справились с задачей, говорит участник рынка.

Готовящиеся изменения в закон о закупках госкомпаний приведут к росту обращений, ожидают в «Яковлев и партнеры». Увеличит спрос и принятие обсуждаемых поправок в закон о конкуренции, которые обяжут частные компании отдавать часть заказа малому и среднему бизнесу, считает Смирнова.

Но не стоит сравнивать рынок консультаций по госзаказу с антимонопольной практикой – последняя традиционно развивалась в юрфирмах, хотя изначально была частью корпоративной практики, напоминает Вознесенский. Юрфирмы выделяют практику госзакупок в маркетинговых целях, считает он, чтобы рекламировать эти услуги для клиентов.

Закупки государства и госкомпаний обеспечивают юристов новой работой