Минтранс: Моратория на работу «Платона» не будет

Без изменения законодательства проблемы системы взимания платы с грузовиков не решить, считает бизнес
Обсуждаться будет исключительно эксплуатацию системы «Платон» и улучшение ее работы, утверждают представители ведомств
Обсуждаться будет исключительно эксплуатацию системы «Платон» и улучшение ее работы, утверждают представители ведомств / М. Стулов / Ведомости

В среду в Росавтодоре состоялась встреча с крупными ритейлерами, обсуждались проблемы, которые возникли при запуске системы взимания платы с грузовиков «Платон», заявили в четверг «Ведомостям» представители Минтранса и Росавтодора. По ее итогам действительно будет создана рабочая группа, в которую войдут представители бизнеса и перевозчиков, Росавтодора, Минтранса и концессионера – «РТ-инвест транспортные системы» (принадлежит «РТ-инвесту» и Игорю Ротенбергу), говорят они. Но обсуждать она будет исключительно эксплуатацию системы «Платон» и улучшение ее работы, никаких договоренностей «о некоем моратории об отсрочке платежей по системе» нет, утверждают представители ведомств. Изменения в законодательство, кроме корректировки штрафов (см. врез), не обсуждаются, говорит представитель Росавтодора.

Плата за проезд по федеральным дорогам грузовиков весом более 12 т введена с 15 ноября. Тариф по 29 февраля 2016 г. – 1,53 руб./км, с 1 марта – 3,06 руб., с 2018 г. – 3,73 руб. К 26 ноября собрано более 470 млн руб., заявили в Минтрансе и подтвердили в Росавтодоре.

Штрафы вниз

Конституционный комитет Госдумы рекомендовал принять во втором чтении поправки в КоАП, снижающие штраф за уклонение от оплаты за проезд грузовиков до 5000 руб. за первое нарушение и 10 000 руб. за повторное.

Тестовый период с нулевым тарифом необходим, в Германии он длился несколько лет, в России в пилотном проекте будут готовы принять участие все, кто намеревался участвовать в рабочей группе при Минтрансе, настаивает исполнительный директор Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Артем Белов. «Сложившаяся фактически кризисная ситуация, от которой нельзя отмахнуться только исправлением системы сбора, требует срочных мер и решений», – призывает замглавы исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Максим Синельников. Не совсем понятно, зачем создается рабочая группа, если она не будет предлагать изменения в законодательство, замечает Белов.

По словам представителя Росавтодора, когда в правительстве обсуждался тариф, были разные предложения от различных ведомств, в том числе предложение ввести нулевую ставку до 31 декабря 2015 г., но утвердили дифференцированную тарифную сетку. Приостановка действия системы означала бы заморозку планов дорожников, а платеж РТИТС пришлось бы внести (10,61 млрд руб. в год – «Ведомости»), отмечает представитель Росавтодора.

Проблемы возникли на границе. Как сообщил «Интерфакс», введение платы не соответствует условиям соглашения между Россией и Литвой о сотрудничестве в транспортной сфере 1992 г. и о международном автомобильном сообщении 1993 г. Эти соглашения освобождают перевозчиков двух стран от дорожных сборов, о чем российский МИД был извещен литовским в четверг. Атташе по транспорту посольства Литвы в России Миндаугас Зобиела подтвердил «Ведомостям», что обращение направлено, но раскрыть его детали не смог. Система «Платон» действует для всех, говорит представитель Росавтодора, и российских, и зарубежных перевозчиков: с 15 ноября, чтобы избежать двойного платежа, для грузовиков из других стран тяжелее 12 т отменен сбор, существовавший с 2008 г. Его платили перевозчики из 15 стран (в том числе Евросоюза, Литвы в нем нет) за пребывание в России – от 385 руб./сутки до 60 000 руб./год.