Валюты развивающихся стран могут снова ослабнуть из-за повышения ставок в США

Наилучший сценарий – их умеренная девальвация, считают специалисты
Курс бразильского реала к доллару с начала 2015 г. упал на 30%
Курс бразильского реала к доллару с начала 2015 г. упал на 30% / Nacho Doce / Reuters

Осенью стремительное падение валют на развивающихся рынках прекратилось, и даже появился сдержанный оптимизм. Но это настроение быстро сменилось тревожным ожиданием: Федеральная резервная система США вскоре должна начать повышение процентных ставок, и доллар снова укрепляется. Если ФРС все-таки пойдет на этот шаг в декабре, валюты развивающихся стран зимой могут снова ослабнуть. В этом случае многое будет зависеть от темпов ужесточения денежной политики США.

«Худший сценарий для развивающихся рынков заключается в том, что ФРС будет повышать ставки агрессивно, доллар окрепнет, но экономический рост США замедлится, – говорит Пол Макнамара, инвестиционный директор управляющей компании GAM. – Идеальный сценарий – это очень умеренный цикл нормализации [денежной политики]».

Части инвесторов определенная стабильность на развивающихся рынках была бы выгодна. При низкой волатильности на валютных рынках тем, кто желает заработать на операциях carry trade, выгодно владеть валютами развивающихся стран. При стратегии carry trade инвесторы берут займы в валютах стран с низкими процентными ставками (например, в евро или иене) и покупают валюту и активы на рынках с более высокими ставками (например, в Бразилии). Эта стратегия также требует относительной слабости доллара и более высоких, чем в развитых странах, темпов роста ВВП в развивающихся. Но ни одно из этих условий сейчас не наблюдается, отмечает Питер Кинселла из Commerzbank. «Волатильность достаточно высокая, и обстановка способствует укреплению доллара», – говорит он. Также заметно сократилась разница в темпах экономического роста двух групп стран, поэтому операции carry trade на развивающихся рынках сейчас невыгодны, и это, по мнению Кинселлы, может продлиться долго.

Есть некоторые признаки того, что отношение инвесторов к развивающимся рынкам улучшается. Так, курс бразильского реала вырос на 11,5% с тех пор, как в сентябре он опустился до исторического минимума к доллару (4,24 реала за доллар) и Центробанк был вынужден предпринять меры, чтобы остановить падение. Также курс турецкой лиры вырос на 7% по сравнению с рекордным минимумом 22 сентября (3,07 лиры за доллар). Неожиданно убедительная победа партии президента Реджепа Тайипа Эрдогана на парламентских выборах в начале ноября была положительно встречена инвесторами и положила конец политической неопределенности. «Сентябрь был ужасным [для развивающихся рынков], но с тех пор ситуация стала гораздо менее однозначной, – считает Макнамара. – В Турции все было достаточно хорошо, и даже в Бразилии реал поднялся со дна. В последние шесть-восемь недель развивающиеся рынки были не самым плохим местом [для инвестиций]».

Отчасти ситуация в этих странах могла улучшиться благодаря сокращению дефицита счета текущих операций. Например, в Бразилии на начало 2015 г. он превышал $12 млрд, но в сентябре составил менее $3,1 млрд. Это делает валюты развивающихся стран менее уязвимыми перед агрессивным повышением процентных ставок в США. Но одной из причин улучшения внешнеторгового баланса было «крупное сокращения импорта, и это довольно тревожно», отмечает Кинселла.

Впрочем, некоторые развивающиеся страны пользуются благосклонностью инвесторов. Так, мексиканский песо недооценен и страна должна извлечь выгоду из восстановления экономики США, утверждает Дэниел Тененгаузер из RBC Capital Markets. Привлекателен и колумбийский песо после того, как Центробанк страны в октябре неожиданно повысил ключевую процентную ставку на 50 базисных пунктов, добавляет он. «Достаточно положительное» отношение у инвесторов и к российскому рублю на фоне появляющихся первый признаков стабилизации экономики, говорит Тененгаузер.

Свою роль играет и относительная стабильность в Китае. Макроэкономическая ситуация в стране, может, и хрупкая, но ее «экономика не рушится», говорит Мин Лан Тан, директор по инвестициям в Азии UBS Wealth Management. Курс юаня к доллару снизился на 3% после его девальвации в августе – это один из лучших показателей среди валют развивающихся стран в этом году.

В среднесрочной перспективе отрицательную роль сыграют инфляция (довольно высокая в Турции, России и Бразилии) и высокий уровень номинированного в долларах корпоративного долга, который теперь гораздо сложнее обслуживать, чем год назад, отмечает Тененгаузер. Но в краткосрочной перспективе основное внимание приковано к ФРС и доллару. Многое будет зависеть от декабрьского заседания ФРС и «последующих событий», говорит Макнамара.

Хотя развивающиеся рынки и должны выдержать первые пару повышений процентных ставок в США, набор инструментов для регулирования денежной политики у их центробанков ограничен, считает Кинселла. Наилучший сценарий для развивающихся рынков — умеренная девальвация их валют, полагает он: «В нынешней обстановке от высокого курса никто не выиграет. Нет ничего плохого в постепенной и сдержанной девальвации».

Перевел Алексей Невельский