Государственные федеральные трассы в следующем году станут лучше частных
Но всего на 0,5%, следует из проекта бюджета на 2016 годГоскомпания «Автодор» в следующем году должна увеличить долю платных дорог в нормативном состоянии до 70,5%. Об этом говорится в проекте федерального бюджета на 2016 г. и поправок в федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие транспортной системы на 2010–2020 гг.».
Сейчас в доверительном управлении у ГК «Автодор» дороги М1 «Беларусь», М3 «Украина», М4 «Дон», М11 Москва – Санкт Петербург, проект ЦКАД. Компания должна привлекать частные инвестиции, используя государственно-частное партнерство, долгосрочные инвестиционные соглашения, концессии.
«Автодор» идет с опережением заложенных в ФЦП показателей – исходя из проекта бюджета, в этом году компания привела в нормативное состояние уже 67,4%, или 1300 из 1930 км, автодорог против заложенных в ФЦП 64,4%. Согласно бюджетному плану в нормативном состоянии в следующем году должно оказаться уже 1438 км дорог из 2041 км под управлением госкомпании. Показатели на 2016 г. скорректированы в связи с перевыполнением плана, говорит представитель «Автодора».
У агентства Росавтодор – оператора бесплатных федеральных дорог – этот показатель в 2016 г. должен превысить 71%. И цель не изменилась. Протяженность дорог в нормативном состоянии должна увеличиться за год с 31 680 до 36 696 км. Разрыв должен исчезнуть к 2020 г., когда обе организации должны будут достичь норматива в 85,1% от общей протяженности трасс под их управлением. Слабо верится, что дороги «Автодора» в худшем состоянии, чем у Росавтодора: они и содержатся лучше, и строились не так давно и по более жестким нормативам, чем бесплатные государственные, замечает один из консультантов «Автодора» и Росавтодора.
Конкурс без участников
Предквалификационный отбор на участок М11 с 58-го по 149-й км прошли «Мостотрест» и «Автобан», но на конкурс они не пришли. Это первый случай, когда «Автодор» не нашел конкурсантов, говорил советник Dentons Илья Скрипников.
Удастся ли компании выполнить повышенные обязательства, зависит от того, сколько у нее будет денег, а это зависит больше даже от макроэкономической ситуации, чем от обязательств бюджета, говорит директор Института транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. В отличие от Росавтодора госкомпания «Автодор» зависит не только от бюджетного финансирования, но и от привлеченных средств инвесторов, отмечает он, а опыт М11 показал, что инвесторы не готовы увеличить свою долю в проектах. Ни один инвестор не принял участия в последнем конкурсе на участок платной дороги М11 Москва – Санкт-Петербург из-за увеличения частной доли с 10 до 20% (см. врез). Многое будет зависеть от того, как будут исполнять обязательства партнеры «Автодора», заключает Блинкин.
«Автодор» поменял инвестпрограмму, изменив подход к ремонту и приведению дорог в нормативное состояние. Если Росавтодор исходит из нормативных требований, то «Автодор» – из текущей необходимости и после оценки состояния, замечает сотрудник Росавтодора. «По справедливости это, конечно, более правильный подход, позволяющий экономить. Но и те дороги, что изначально передавались в управление «Автодору», были не в самом плохом состоянии», – защищает он позицию работодателя.
Но пока «Автодор» на протяжении пяти лет демонстрирует результаты «чуть лучше рынка и работает более чем прилично», замечает Блинкин: по вводу новых дорог госкомпания идет с опережением – собирается до конца года сдать 1930 км вместо 1843 км, заложенных в ФЦП на 2015 г.